Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:53, статья
Поднятая в работе проблема является на сегодняшний день весьма актуальной в научном и практическом аспекте ввиду ее малой разработанности, с одной стороны, и задачами формирования поликультурной, всесторонне развитой социальной личности, где диалектически сочетаются и развиваются физические и духовно-нравственные возможности человека.
О ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
(к
постановке вопроса)
Родное слово есть основа всякого умственного развития,
и является сокровищницей всех знаний.
Ушинский
К.Д.
Поднятая в работе проблема является на сегодняшний день весьма актуальной в научном и практическом аспекте ввиду ее малой разработанности, с одной стороны, и задачами формирования поликультурной, всесторонне развитой социальной личности, где диалектически сочетаются и развиваются физические и духовно-нравственные возможности человека.
Поэтому предметом нашего
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику человека, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.
Чем богаче речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, благодаря этому расширяются его возможности в познании действительности и в формировании сферы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Следовательно, активнее происходит его психическое развитие, что в свою очередь напрямую влияет на становление ребёнка в обществе как личности социально-значимой. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, с дефектами речи, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. [1].
Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи без вмешательства специальной логопедической помощи могут привести к общей неуспеваемости ребёнка в процессе освоения школьной общеобразовательной программы.
К сожалению, статистика последних лет показывает, что количество учащихся с различными логопедическими проблемами возрастает. В силу социально-экономических причин (отсутствием специальных образовательных учреждений, волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе) происходит вынужденная интеграция учащихся с речевыми нарушениями в условия общеобразовательной школы. В связи, с чем появляются проблемы обучения данной категории детей. К ним относятся:
- неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;
- учащиеся
с трудностями в обучении
- учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой, уделяя больше или наоборот, меньше внимания учащимся с проблемами в обучении. [2].
Есть и иные проблемы, вытекающие из данного понимания вещей, которые, думается, будут исследованы в той или иной мере в будущем.
Мировой опыт показал, что для обучения новым профессиям и специальностям лучше всего приспособлены люди, получившие широкую гуманитарную подготовку. XXI век становится веком активных предприимчивых людей, веком жесткой конкуренции, когда открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Современное производство, все сферы жизни общества будут нуждаться, прежде всего, в открытой творческой личности, умеющей красиво и грамотно излагать собственные мысли.[3].
Таким образом, проблема развития речи
в целом, в частности - обучение детей с
нарушениями устной и письменной речи
в общеобразовательных школах справедливо
считается одной из самых актуальных проблем
в успешной подготовке учащихся родному
языку. И целью данного исследования поэтому,
прежде всего, является создание специальной
направленной системы на содействие успешного
обучения учащихся с речевыми нарушениями
в процессе их адаптации к условиям современной
общеобразовательной школы. Для достижения
поставленной цели необходимо решать
следующие задачи:
- выявить основные тенденции научных взглядов на проблему обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательных школах;
- проанализировать
и определить структурно-
- разработать и апробировать целостную модель обучения учащихся с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательной школе.
Научная новизна исследования состоит в определении путей обеспечения интеграции в учебно-воспитательном процессе начальной школы: принципов отбора и построения содержания обучения, форм, средств и методов его освоения.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке основных компонентов дидактическиой системы обучения учащихся с нарушениями речи, в расширении взаимосвязи логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.
Нарушение чтения и расстройства письменной речи- это большой синдром, включающий нарушение предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения и соответствующие поведенческие реакции. [2]. Поэтому практическая значимость исследования заключается в разработке комплексного подхода коррекции речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития учащегося, осуществляемого группой специалистов (невропатолога, логопеда, психолога, учителя). Применение научно обоснованных методических рекомендаций поможет учителю начальных классов существенно повысить уровень методической компетентности в области логопедии, а с помощью логопунктов и применения специфических средств, организованных на базе общеобразовательных школ, будет способствовать формированию успешной адаптации детей к обучению в школе и для реализации их личностных возможностей. Необходимо организовать специальные группы развития для дошкольников в целях профилактики, а также данная возможность позволит своевременно выявлять и предотвращать на более ранней стадии речевые нарушения.
Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, интегрально отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих всевозрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности. Поэтому этот сложный процесс требует комплексный подход на всех уровнях общества. Поскольку в результате этого процесса должна измениться система образования, а не дети адаптироваться к имеющимся образовательным программам. [4]. Чтобы решить эту задачу общество должно включиться в социальное проектирование новых форм организации образовательного пространства: должны быть созданы законы, спроектирована дополнительная помощь, при образовательных учреждениях, доступная для детей с нарушениями речи, разработаны новые программы и методики, организованы совместные формы работы семьи и образовательных учреждений и т.д.
Таким образом, для развития интегрированного образования важно наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов. Организация профессиональных контактов учителей, проведение совместных конференций, тренингов и исследований могут принести огромную пользу.
Мы верим, что в этой идеи есть большая
польза, и в ближайшем будущем потребность
состоит в распространении данной идеи
по мере ее развития и по мере того, как
она будет развиваться в процессе своего
распространения.
Литература