Неуспеваемость и пути ее устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Оглавление

1) Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе.
2) Психологические особенности неуспевающих школьников.
3) Пути устранения школьной неуспеваемости.
4) Вывод.

Файлы: 1 файл

Контр. педагогика2 курс.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ АР КРЫМ

РВУЗ «КРЫМСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Ф.И.О

Подпись

Дата

Методист

Валит Э.А.

   

Преподаватель

     



 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Неуспеваемость и пути ее устранения

                                   по дисциплине «Педагогика»

 

 

 

                                                                                Выполнила:

                                                                                Студентка 21-ЗА группы

                                                                                Специальность:

«Английский язык и зарубежная литература»

                                                                                Курочкина Ольга

 

                                                                                Проверила:

 

 

 

 

 

 

                                          Ялта- 2012

                                                    План

 

  1. Понятие  «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе.
  2. Психологические особенности неуспевающих школьников.
  3. Пути устранения школьной неуспеваемости.
  4. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            2

   Понятие  неуспеваемость в психолого-педагогической  литературе.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость  трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

М.А. Данилов  связывает неуспеваемость с движущими  силами процесса обучения, а именно его противоречиями. Он считает, что  неуспеваемость возникает в тех  случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушаются. В. Оконь солидарен с М.А. Даниловым, потому что определяет неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного процесса (учениками и учителями) и внешними условиями. Частные характеристики учебного труда даны в работе А.М. Гельмонта. Он указывает на разные уровни усвоения учебного материала. Под учебным материалом он имеет в виду параграфы учебника, а разные типы усвоения он соотносит с определённым уровнем смысловой переработки текста. А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие группы:

1. Неуспевающие  ученики, которые не могут следить  за ходом объяснения учителя,  имеют большие трудности при  понимании текста учебника.

2. Неуспевающие  учащиеся, которые частично справляются  анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.

Общим для той  или иной группы является нежелание  напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным  формам и методам работы.

К сожалению, в  педагогике больше исследований сосредоточено на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Известна замечательная фраза: “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Думается, эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому педагогическому явлению, как неуспеваемость.

Под неуспеваемостью  понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года. Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.

Неуспеваемость  школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Исследование  проблемы все более связывается  с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.

Именно дидактика  призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие  неуспеваемости есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы  к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Неуспеваемость связана с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Неуспеваемость -нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.

Однако исследования, выполненные в русле этого  подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних  связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.

Для ответа на вопрос, почему возможно отставание, мы должны, прежде всего, разобрать факторы  успеваемости.

Изучение соответствующих  научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования  к учащимся составляют основу для  разработки контрольных заданий  и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

В возможностях детей различают две тесно  связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в  том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные  условия (в широком смысле слова) как фактор - успеваемости также  взаимодействуют с возможностями  детей. Это условия, в которых  дети живут, учатся, воспитываются, бытовые  условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

В определении  элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав  программы и учебники, а также  результаты наблюдений педагогического процессов.

Необходимо  исходить из того, что предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи, нового содержания, его особенности.

Система показателей успеваемости:

первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать  имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;

второе - применять  имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и  комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;

третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

четвертое - активно  преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

пятое - стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

Невыполнение  совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

В качестве элементов  неуспеваемости выступают следующие  недостатки учебной деятельности школьника:

1) не владеет  минимально необходимыми операциями  творческой деятельности, комбинирование  и использование в новой ситуации  имеющихся знаний, умений и навыков;

2) не стремится  получать новые знания теоретического  характера;

3) избегает трудностей  творческой деятельности, пассивен  при столкновении с ними;

4) не стремится  к оценке своих достижений;

5) не стремится  расширять свои знания, совершенствовать  умения и навыки;

6) не усвоил  понятий в системе.

Указанные черты  составляют признаки понятия "неуспеваемость" для тех учебных предметов, в  которых ведущая роль принадлежит  деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и  навыках.

Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.

Таким образом, под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям  содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

Чтобы учитель  мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать психологические особенности неуспевающих школьников.

 

      Психологические особенности неуспевающих  школьников.

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

Неуспевающие  учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой  темы. Эти школьники на уроках и  дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер.

Такой подход к  учению приводит к систематической  интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.

Низкая самоорганизация  неуспевающих школьников проявляется  также в низком уровне овладения  такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.

Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности  характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.

Информация о работе Неуспеваемость и пути ее устранения