Основные требования к
проведению закаливания
Перерыв в закаливании на 2-3 недели
и более снижает сопротивляемость
организма к простудным факторам.
Необходим тщательный учет индивидуальных
особенностей ребенка, его возраст,
возможности наличия у него повышенной
чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Недопустимо проведение закаливания
при наличии у ребенка отрицательных
эмоциональных состояний (страха, беспокойства).
Закаливающие процедуры стали
органичной частью содержания
каждого физкультурного занятия.
Во время занятия дети принимают
воздушные ванны, ходят босиком
по различным дорожкам и т.п.
Но в любом случае физкультурные
занятия заканчиваются водными
процедурами. Дети обтираются
влажным полотенцем, обмывают под
краном лицо, верхнюю часть груди,
конечности. Важно смыть испарину,
которая обязательно выступит
на теле. Дело в том, что во
время активных движений через
кожные поры выбрасывается наружу
большое количество вредных для
организма веществ. Но через
несколько минут начинается процесс
обратного всасывания. Вот именно
поэтому и нужны водные процедуры,
чтобы не дать вредным веществам
«вернуться» в организм ребенка.
При формировании системы
закаливания необходимо учитывать
состояние здоровья, возраст, климатические
условия, развитие подкожно-жировой
клетчатки, тип нервной системы,
степень закалённости ребенка.
Можно выделить три группы
детей по этим показателям:
- Здоровые закалённые.
- Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.
- Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.
Закаливание детей I группы нужно начинать
с индифферентных раздражителей. Для
воздушных ванн – это комфортные
показатели температуры воздуха, для
местных и общих водных процедур
– температура кожи в состоянии
теплового комфорта.
Для детей II и III групп начальная
и конечная температура воздействующих
факторов должна быть на 2-4°С выше,
чем для детей I группы, а темп её снижения
более медленным [5].
Постепенность увеличения силы
раздражителя означает, что недопустимо
в начале закаливания почти
мгновенное и глубокое снижение
температуры, а также быстрое
увеличение продолжительности процедуры.
Оно предусматривает несколько
вариантов:
- Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).
- Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.
- Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.
- Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.
Систематическое использование закаливающих
процедур во все времена года, без
перерывов, формируют условно-рефлекторную
пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает
большую устойчивость кожной поверхности
к длительному воздействию холода,
а регуляция теплоотдачи способствует
поддержанию температуры внутренней
среды на постоянном уровне. При
прекращении закаливающих воздействий
условные рефлексы угасают. Тренирующий
эффект закаливающей нагрузки достигается
за несколько месяцев (2-3), а исчезает
за 2-3 недели, а у дошкольников через
5-7 дней [5].
Подчиняясь этому правилу,
нельзя отменять закаливание
даже в случае легких заболеваний
детей – следует уменьшать
нагрузку или интенсивность раздражителя.
Специфичность процессов адаптации
обуславливает необходимость соблюдать
принцип разнообразия или комплексности
средств закаливания. Подразумевается
использование разновидности действия
одного и того же фактора.
Например – полоскание водой
горла – местное закаливание
и обливание водой стоп приводит
рефлекторно к снижению чувствительности
носоглотки к холоду.
Полиградационность, т.е. необходимость
тренировок к сильным и слабым, быстрым
и замедленным, а также средним по силе
и времени охлаждениям. Поэтому лучше
сочетать местные и общие закаливающие
процедуры, когда достигается оптимальная
устойчивость организма к холоду.
Нарушение этих правил приводит
к отсутствию положительного
эффекта от закаливания.
Заключение
Физическое воспитание детей дошкольного
возраста направлено на укрепление их
здоровья, совершенствование физиологических
и психических функций развивающегося
организма, его закаливание, развитие
двигательных умений, повышение физической
и умственной работоспособности, необходимой
для обучения в школе. Задачи физического
воспитания тесно связаны с задачами
умственного, нравственного, эстетического,
трудового воспитания. Удовлетворение
потребности дошкольника в движениях
является важнейшим условием его
жизнедеятельности и нормального
развития — не только физического,
но и интеллектуального.
Достаточная по объему двигательная
активность благоприятно сказывается
на функциональном состоянии
головного мозга, увеличении работоспособности,
повышении произвольности в выполнении
различных действий.
Специфика нашего детского
сада такова, что дети находятся
у нас в среднем полгода-год.
Но мы все-таки наблюдаем снижение заболеваемости
в группах (особенно в старших) В ходе
наблюдений установлено, что под влиянием
циклических упражнений и закаливающих
процедур увеличивается работоспособность,
активно формируются двигательные умения
и навыки, развиваются основные двигательные
качества, воспитывается воля, смелость,
дисциплина, формируется привычка и интерес
к здоровому образу жизни, систематическим
занятиям физическими упражнениями, прививаются
гигиенические навыки. Это создаёт условия
для повышения сопротивляемости организма
ребенка к инфекции.
Наши результаты дают возможность
разработать и внедрить в деятельность
дошкольных учреждений разных
видов физиологически обоснованную
систему оздоровления, обеспечивающую
укрепление соматического и психического
здоровья, нормальное физическое
и общее развитие детей раннего
и дошкольного возраста.
Список литературы:
- Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]
- Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]
- Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма [Текст]. – [MedBookAide]
- Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях [Текст]. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24.
- Закаливание. [Текст]. – [baby.inlife.ru]
- Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
- Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]. /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.
- Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». [Текст]. – [webmaster@komarovskiy.net]
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». [Текст]. – М.: ИДОСВ РАО, 2003– [http://www.tovievich.ru]
- Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.107-111.
- Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.
- Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
- Николаева Л.Остеопатическая гимнастика. [Текст]. /Обруч. – 2007. – №1. – С. 40-43
- Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
- Погодаева Т.Н. Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст]. – [MedBookAide]
- Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г. – [baby.inlife.ru]
- Растить детей здоровыми [Текст].: практическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 – 76с.
- Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности [Текст]. / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23
- Холод для здоровья. Иммунитет и стресс. [Текст]. – [http://zakalivanie.ru].
- Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.
- Яковлева Л.Ю., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Программа «Старт». Методические рекомендации [Текст]. – М.:Владос, 2004. – С.4-13