Нетрадиционные методы закаливания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:11, реферат

Краткое описание

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами (Комаровский В.Ю [11]). Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни.

Файлы: 1 файл

Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ.docx

— 974.41 Кб (Скачать)

Основные требования к  проведению закаливания

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания  при наличии у ребенка отрицательных  эмоциональных состояний (страха, беспокойства).

 Закаливающие процедуры стали  органичной частью содержания  каждого физкультурного занятия.  Во время занятия дети  принимают  воздушные ванны, ходят босиком  по различным дорожкам и т.п.  Но в любом случае физкультурные  занятия заканчиваются водными  процедурами. Дети  обтираются  влажным полотенцем, обмывают под  краном лицо, верхнюю часть груди,  конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно выступит  на теле. Дело в том, что во  время активных движений через  кожные поры выбрасывается наружу  большое количество вредных для  организма веществ. Но через  несколько минут начинается процесс  обратного всасывания. Вот именно  поэтому и нужны водные процедуры,  чтобы не дать вредным веществам  «вернуться» в организм ребенка.

 При формировании системы  закаливания необходимо учитывать  состояние здоровья, возраст, климатические  условия, развитие подкожно-жировой  клетчатки, тип нервной системы,  степень закалённости ребенка.

 Можно выделить три группы  детей по этим показателям: 

  • Здоровые  закалённые.
  • Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.
  • Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.

 

Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для  воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для  местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии  теплового комфорта.

 Для детей II и III групп начальная  и конечная температура воздействующих  факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным [5].

 Постепенность увеличения силы  раздражителя означает, что недопустимо  в начале закаливания почти  мгновенное и глубокое снижение  температуры, а также быстрое  увеличение продолжительности процедуры.  Оно предусматривает несколько  вариантов: 

  • Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).
  • Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.
  • Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.
  • Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без  перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности  к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При  прекращении закаливающих воздействий  условные рефлексы угасают. Тренирующий  эффект закаливающей нагрузки достигается  за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней [5].

 Подчиняясь этому правилу,  нельзя отменять закаливание  даже в случае легких заболеваний  детей – следует уменьшать  нагрузку или интенсивность раздражителя.

 Специфичность процессов адаптации  обуславливает необходимость соблюдать  принцип разнообразия или комплексности  средств закаливания. Подразумевается  использование разновидности действия  одного и того же фактора.  Например – полоскание водой  горла – местное закаливание  и обливание водой стоп приводит  рефлекторно к снижению чувствительности  носоглотки к холоду.

Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

 Нарушение этих правил приводит  к отсутствию положительного  эффекта от закаливания.

 

Заключение

 

Физическое воспитание детей дошкольного  возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических  и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой  для обучения в школе. Задачи физического  воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях  является важнейшим условием его  жизнедеятельности и нормального  развития — не только физического, но и интеллектуального.

 Достаточная по объему двигательная  активность благоприятно сказывается  на функциональном состоянии  головного мозга, увеличении работоспособности,  повышении произвольности в выполнении  различных действий.

 Специфика нашего детского  сада такова, что дети находятся  у нас в среднем полгода-год. Но мы все-таки наблюдаем снижение заболеваемости в группах (особенно в старших)  В ходе наблюдений установлено, что под влиянием циклических упражнений и закаливающих процедур увеличивается  работоспособность, активно формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина, формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.

 Наши результаты дают  возможность  разработать и внедрить в деятельность  дошкольных учреждений разных  видов физиологически обоснованную  систему оздоровления, обеспечивающую  укрепление соматического и психического  здоровья, нормальное физическое  и общее развитие детей раннего  и дошкольного возраста.

 

 

Список литературы:

  1. Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]
  2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]
  3. Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма [Текст]. – [MedBookAide]
  4. Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях [Текст]. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24.
  5. Закаливание. [Текст]. – [baby.inlife.ru]
  6. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
  7. Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]. /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.
  8. Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». [Текст]. – [webmaster@komarovskiy.net]
  9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». [Текст]. – М.: ИДОСВ РАО, 2003–  [http://www.tovievich.ru]
  10. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.107-111.
  11. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.
  12. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
  13. Николаева Л.Остеопатическая гимнастика. [Текст]. /Обруч. – 2007. – №1. – С. 40-43
  14. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  15. Погодаева Т.Н. Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст]. – [MedBookAide]
  16. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г.  – [baby.inlife.ru]
  17. Растить детей здоровыми [Текст].: практическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 – 76с.
  18. Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности [Текст]. / Педагогический вестник. –  2000. – №12. – С. 23
  19. Холод для здоровья. Иммунитет и стресс. [Текст]. – [http://zakalivanie.ru].
  20. Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический  сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.
  21. Яковлева Л.Ю., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Программа «Старт». Методические рекомендации [Текст]. – М.:Владос, 2004. – С.4-13

Информация о работе Нетрадиционные методы закаливания