Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:59, лекция
Наука как социально-культурное явление. Предмет и функции науки. Аспекты изучения науки. Философия науки, ее задачи.
Лекция №1. Наука: предмет, функции, аспекты изучения. Философия науки.
Место науки в современном обществе и в жизни современного человека весомо не только с теоретической, но и с практической стороны, так как влияние науки на общество в целом и отдельного индивида достигло небывалого уровня. Все мы согласимся с мнением, что невозможно представить нашу жизнь без достижений науки. Можно сказать, что наука является движущей силой формирования и развития цивилизации. Если довольно долгое время наука развивалась стабильно и без особых резких изменений, то в настоящее время только за период становления одного поколения в ней происходят поистине революционные изменения. Для понимания и усвоения причин такого процесса недостаточно ограничиться изучением одной только современной науки. Поэтому всестороннее изучение науки, ее генезиса, этапов формирования, исследование особенностей развития и будущего важно для каждого человека, для будущего ученого в особенности.
Что такое наука? Доказательством того, что непросто ответить на этот вопрос, является то, что дискуссии о возникновении науки идут до сих пор. Если некоторые ученые полагают, что она возникла в античном мире, около 2,5 тысячи лет назад, другая часть известных ученых утверждает, что она сформировалась только в эпоху Нового Времени, примерно в 17-18 веках, т.е. 300 лет тому назад. Причиной таких разных мнений является то, что наука – явление довольно сложное и разностороннее. С одной стороны, она является системой знаний, теорий и методов. В то же время она – форма общественного сознания, духовное достижение общественного развития, средство руководства управлением общества, производительная сила, сложная информационная система и т.д. Каждый из ученых, занимающийся в этих разных областях науки формулирует свое определение науки и нельзя отрицать ни одно из них. Английский ученый Джон Бернал утверждал, что в процессе развития истории человечества наука претерпела значительные изменения, поэтому невозможно дать однозначное определение науки. Он предлагает ограничиться всесторонней характеристикой ее основных особенностей, аспектов и закономерностей развития. По его мнению. Наука – это:
Вл.Соловьев: Наука – это объективно достоверное и систематическое знание о действительных явлениях сос стороны их закономерности или неизменного порядка. Признаки науки: наибольшая проверенность или доказательность со стороны содержания; наибольшая систематичность со стороны формы.
человеческой
деятельности, в которой происходят
выработка и теоретическая
В.А.Канке: Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
Философский словарь: Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
На основе этих определений можно заключить, что наука – сфера
деятельности человека, направленная на производство знаний о природе, обществе и человеке.
На мой взгляд, началом науки явилось стремление человека к изучению
природы. Постепенно возникла необходимость научного познания общества. Но самым главным в процессе науки является сам человек, он объект и субъект науки. Без участия человека невозможен процесс научного исследования. В то же время с помощью науки человек познает и формирует самого себя, стремится определить границы своих возможностей, свое будущее. Процесс познания человеком окружающего мира началась в древнем мире и будет идти до тех пор, пока существует человек.
Функции науки. Наука выполняет сложные социальные функции.
Они меняются и постоянно развиваются вместе с развитием науки, оказывают существенное влияние на развитие самой науки. Можно выделить такие функции науки:
На любом этапе развития общества наука всегда занимала значительное место в жизни как целого общества, так и отдельного человека. Мировоззренческая функция науки ярко проявилась в эпоху Возрождения. Прогрессивное развитие науки способствовало стремительному вхождению научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества. Если до эпохи Возрождения вопросы картины мира, места человека в нем, смысла жизни человека и другие были прерогативой религии, то с расцветом науки появились совершенно иные взгляды на эти проблемы. Наука постепенно расширила свои горизонты исследования, появились более полные, конкретные данные о человеке и окружающем его мире. Наука превратилась в самостоятельную, авторитетную сферу деятельности человека и постепенно стала занимать достойное место в культуре общества. Современное общество нельзя представить без науки, она является огромным культурным институтом.
Наука, несомненно, является производительной силой общества. Общество, поставившее цель цивилизованного развития, в первую очередь будет заботиться о развитии науки и повсеместном внедрении ее достижений в сферу производства. Невозможно развитие производства без науки. Это утверждение, думаю, является аксиомой, не требующей никакого доказательства. Прекрасным подтверждением данного утверждения является тенденция развития европейских стран в 17 веке. Буржуазные революции характеризуются поступательным развитием материальных основ культуры или производительных сил и революционными открытиями в науке. Эти два процесса тесно связаны между собой. В эпоху развития капитализма возросла роль механизмов в процессе производства и в жизни человека. При этом широко применялись достижения античного естествознания, метематические отрытия Евклида и Архимеда в особенности.
При капитализме возникла необходимость в развитии наук, имеющих практическое значение. В целях экономического и военного укрепления руководители многих европейских государств были вынуждены обратиться к науке, выделять значительные средства на расширение научных поисков. Появилась новая форма организации исследовательских работ – академия. Если академия Платона была чисто гуманитарным явлением, то в европейских академиях было больше практического содержания и ориентированности на знание, полученное опытным путем. Например, знаменитое Лондонское Королевское общество, созданное Карлом ІІ признавало только опытно-экспериментальные исследования и придерживался принципа непризнания авторитетов и идей. Достаточно сказать, что членами этого общества являлись Роберт Бойль и Исаак Ньютон, сумевшие растолковать физику и химию Нового Времени с позиции механицизма.
Социальная функция
науки особо заметна по ее роли во всех
сферах общественной жизни. Например,
одной из глобальных проблем человечества
является экологическая проблема.
Окружающая нас природа загрязнена до
предела, природные источники истощены.
В этот негативный процесс внесла свой
вклад и наука. Достижения научно-технического
прогресса были использованы и используются
человечеством необдуманно. Человек старается
брать побольше от природы, ничего не делая
для восстановления ее ресурсов. В итоге
сейчас сбываются знаменитые слова французского
философа Жан Жака Руссо о том, что наука
станет гробницей человечества. Но наука
не отрицает негативные последствия своего
развития. Ученые сами обращают внимание
государств и их руководителей на пагубные
результаты развития науки и техники,
ведут исслдевания в разных экологических
направлениях, создают различные общественные
комитеты, ведут большую пропагандистско-
Или же возьмем проблему атомной войны. Несомненно, создание атомной бомбы является большим научным достижением. Но она представляет собой большую опасность для всего человечества. Об этом забили тревогу в первую очередь ученые-атомщики. Они разъяснили не только научные, но и социальные и политические аспекты данного открытия. В результате многие современные государства заключили договор о недопущении атомной войны. Подобных этому примеров социальной функции науки очень много, их можно проследить в таких сферах общества как искусство, спорт, литература, экономика и т.д.
ІІ.Аспекты изучения науки.
Существуют
различные аспекты изучения
Социология науки. Социология науки не ограничиваться изучением науки как развития идеи, как познавательную систему. Исследование науки как вида общественного производства, социальной системы составляет предмет социологии науки. Социология науки изучает общественные отношения в науке и систему отношений между наукой и обществом. Социологическое познание науки охватывает три сферы: 1) внутренняя структура научной деятельности или общественные отношения в рамках научной деятельности как социального института; 2) наука и общество, взаимоотношения и взаимосвязи между другими компонентами науки и общества; 3) человек в науке.
Психология науки. Особенно стремительно развивавалась в ХХ веке и в начале ХХІ века сохранила такую же динамику. Это связано с переходом от малых наук к глобальным, с преобладанием принципа коллективизма в научно-исследовательской работе, стремлением к раскрытию факторов усиления научной деятельности. Современная наука – особенное творчество и социальная система, поэтому психологические факторы оказывают важное влияние на ускорение или замедление научного процесса.
Психология науки изучает такие свойства ученого как воображение, вдохновение, интуиция, обоснование и т.д., занимающих значительное место в процессе производства научного знания. Наряду с этим психология науки не ограничивается изучением индивидуально-творческих явлений. Объектом ее исследования выступают также влияние личностных отношений в научном коллективе на научный процесс, на интеллектуальную деятельность ученых.
Этика науки обусловлена закономерностями развития науки, потребностями руководства наукой, направленного на повышение качества науки. Морально-этический фактор является важной стороной исследовательской деятельности ученого. Наука не может функционировать без таких моральных качеств как честность, справедливость, принципиальность, борьба за истину и др.
Этические аспекты в науке разнообразны и отражаются на разных уровнях. Например, отношение ученого к личностям-ученым, творившим до него, к их творчеству, к своим коллегам, к своим последователям-ученикам. Этические аспекты межличностных отношений наиболее ярко проявляются в условиях коллективной научной деятельности. Если эти отношения построены на принципах честности, принципильности, уважения к старшим и заботы о молодых и направлены против завистливости, грубости, карьеризма, то морально-психологическая обстановка в коллективе будет здоровой и способствовать
Основные моральные качества ученого: преданность своему делу и
научной истине, гражданская смелость, нравственная чистота, честность, ответственность и др.
История науки изучает историю науки с момента ее возникновения и до современности. Опираясь на данные исторической науки, анализируя отдельные явления и события в развитии науки, а также используя достижения логики науки, психологии науки, этики науки, экономики науки и др., история науки раскрывает закономерности развития науки. Хорошим примером истории науки является работа “Наука в истории общества”, написанная историком науки Дж. Берналом.
В истории науки накоплены все богатство развития научной мысли, потому ее изучение очень важно. Ее цель – не хронологическое перечисление научных событий, а способствовать раскрытию закономерностей развития науки и техники.
ІІІ. Философия науки, ее задачи.
Философия науки является такой же распространенной сферой современного философского знания как философи жизни, философия культуры, философия религии и т.д. Изучение ее особенно важно для студентов старших курсов и магистрантов. Во-первых, в процессе изучения философии науки молодой специалист опирается на свои знания по выбранной им специальности и сможет расширить горизонты своего профессионального знания. Во-вторых, углублля освоение своей профессии, магистрант получает новые возможности для развития философско-научного рассуждения.
Философия науки
сформировалась примерно во
Информация о работе Наука: предмет, функции, аспекты изучения. Философия науки