Народные праздники в учебно- воспитательной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:00, реферат

Краткое описание

Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………3 стр.
Народный праздник как педагогическая система………………4 - 5стр.
Использование народных праздников в учебно- воспитательной работе.
Карга боткасы( башкирский народный праздник)…………….. 6 стр.
Сценарий проведения башкирского праздника "Карга боткасы" ("Грачиная каша")…………………………………………………………………….7- 9 стр. «Навруз» ( «Новый год» у тюркоязычных народов)……....................10- 12 стр.
Сценарий проведения башкирского праздника «Навруз» …...13- 16 стр.
Заключение ………………………………………………………17 стр.
Список литературы………………………………………………18 стр.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 

Навруз в  переводе с фарси означает "новый  день". Его написание и произношение могут различаться в разных странах – Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни, праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. 
         В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. 
         Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI – IV века до н.э.) и Сасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь". 
            Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания – Зороастр). Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза – это священная книга зороастризма "Авеста".

Навруз - весенний праздник Нового года - дружно отмечают все народы на Великом Шелковом Пути. Он широко и красочно празднуется в Иране, Азербайджане, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, в западных провинциях Китая, у курдов в Турции, у татар башкир на юге России.

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и почтительное уважение к старшим. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В сельской местности женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее. После празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Казахи и киргизы в день Навруз-байрама обязательно окуривают свое жилье дымящимися веточками арчи, что символизирует изгнание злых духов.

Главные угощения праздника плов, шурпа, вареная баранина и кок-самса - пирожки, начиненные весенней зеленью, молодыми побегами степных трав. По старинной традиции праздничный дастархан стараются сделать как можно богаче разнообразными блюдами, сладостями. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным. Праздник сопровождается состязаниями народных певцов и сказителей, единоборствами всадников и борьбой богатырей.

У таджиков, для  обильного застолья на Ноуруз, хозяин дома или его старшие сыновья  обязательно жарят шашлык и готовят  сладкий плов из риса и других злаков. Основной смысл приготовления праздничных  угощений - пожелание, чтобы год был таким же "сладким" и счастливым.

В некоторых  горных селениях существует особый обычай. Перед началом праздника соседские  парни стараются тайком очистить от навоза хлев какого-нибудь зажиточного  хозяина, у которого дочь на выданье. Если это у них получается, то хозяин щедро угощает их, если нет - они вынуждены угощать хозяина.

Накануне праздника, до восхода утренней звезды, необходимо завершить все домашние хлопоты: приготовление еды, тщательную уборку жилья и украшение комнат цветущими  ветками деревьев, абрикосовых, персиковых, миндальных или гранатовых. Обязательно в эти дни надо получить благословение старших, родителей, учителей, наставников. В Афганистане Навруз он носит еще название "Руз-е Дехкан" - День крестьянина или "Руз-е Нехолыпони" - День посадки саженцев. Перед выходом в поле земледельцы устраивают торжественные гуляния с песнями и плясками, игрой на народных инструментах. Рога и шею волов, запряженных для первой вспашки весенних полей иногда смазывают ароматическим маслом.

Башкиры, видимо, восприняли празднование Навруза у ираноязычных племен, которые прежде обитали в долине реки Урал. В конце марта в этих краях погода еще не совсем весенняя и праздник чем-то напоминает русскую масленицу. Избранный всей общиной распорядитель торжеств с компанией молодых парней обходит по очереди все дворы в селении. Они прославляют хозяев за домовитость и щедрость, после чего получают от них продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, танцоров и мастеров горлового пения - узляу.

Обряды, совершаемые  в Навруз, призваны задобрить природные  силы и духов предков для достижения благополучия в наступающем году. Каждая семья обязательно варит  праздничную пищу из злаковых круп со сладостями.

Кстати, у древних  славян-язычников Новый Год тоже праздновался весной. Согласно языческому преданию, лишь в XIV веке Симеон Гордый перенес его на 1 сентября, Праздник Урожая. Самый интересный обычай, связанный с празднованием Навруза, сохранился в немногочисленных общинах зороастриицев на территории Курдистана, Ирана и Северной Индии. На праздничном столе должны непременно присутствовать: 
- зеркало, которое отражает прошлое и показывает будущее, чтобы люди разумно его планировали; 
- свечи, олицетворяющие собой свет и энергию праведной жизни; 
- курильница для благовоний; 
- сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения.

А также 7 предметов, названия которых начинаются на персидском языке на букву "с" - уксус, сумах (экзотическое растение), чеснок, сумалак, яблоки, ягоды облепихи и свежие травы. И еще 7 предметов, названия которых начинаются на персидском языке на букву "ш" - вино, сахар, сироп, мед, конфеты, молоко и рис.

В западных провинциях Китая Навруз празднуют не только тюркоязычные племена, но и китайцы. В этот день люди одеваются в веселые пестрые одежды и с цветами в руках направляются к храму. Почти все несут глиняные фигурки буйвола. "Главный" же буйвол праздника сооружается из бамбука и облицовывается бумагой, раскрашенной в 5 цветов: черный, белый, красный, зеленый и желтый Эти цвета эти символизируют 5 элементов мироздания - огонь, воду, металл, дерево и землю. Около храма глиняные фигурки разбивают, а бамбукового буйвола сжигают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий  проведения башкирского  праздника «Навруз»

Цель:

  • Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
  • Развивать интерес к быту и культуре башкирского народа.
  • Воспитывать межнациональную дружбу.

Оборудование: Макеты деревьев и кустарников, аудио- оборудование, карточки,призы скатерти,чашки, тарелки и ложки по числу детей.

Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике «Навруз», изучение песен,

Используемая  литература: Нагаева Л.И. «Башкирские народные праздники, обряды и обычаи.»

Ход праздника

Ведущий:

Приходит снова  юная весна 

Да будет изобильною она 

Одарит  нас  щедростью своей

Надежды и доверия  полна 

Я счастлива, что  обновляя жизнь,

Весной  приходит  к нам  Наурыз.

 

Ведущий:

Вы же чувствуете?

В воздухе пахнет весной,

И она нам  сейчас

Наурыз подарила.

У погоды весенней

Различный каприз:

Или выпадет  снег,

Иль растает  он скоро.

Но в любую погоду

Приходит Наурыз.

Это праздник весны.

Это  праздник  природы.

Ведущий:

Брызги солнца вширь  и ввысь

Это праздник...(хором) Наурыз

 

Он в улыбках  тысяч лиц.

Это праздник... Наурыз.

Он равняет  день и ночь

Он прогонит стужу прочь 

Это праздник ... Наурыз

Он в пожатье крепких  рук 

Он синоним  слова «Друг»

Это праздник Наурыз!

 

Исполняется песня ________________________________________________

 

Ведущий 1:

Весной 22 марта, начинается солнечное равноденствие, день увеличивается во времени, становится равным ночи, весна вступает в силу по настоящему, сквозь землю пробивается  молоденькая травка, а на деревьях распускаются почки.

Поэтому этот день у восточных народов считают  началом нового года. Наурыз не религиозный  праздник, а скорее народный и очень  древний праздник, насчитывающий  несколько тысячелетий.

Ведущий 2:

В этот тёплый , весенний праздник Наурыз люди ходят друг к другу в гости, прощают все обиды, угощают традиционным наурыз коже и разными вкусными блюдами. В день Наурыза все старались быть добрыми. При встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, желали здоровья. И мы с Вами будем добрыми, здоровыми, и в знак добра давайте обнимемся, пожелаем друг другу здоровья  и  споем  песню  о  самом  главном  для  каждого  из  нас  человеке:

                          Песня о матери «Эсэйем»

 

Ведущий 1:

Уважаемые друзья! Чтобы весело отпраздновать праздник Наурыз, мы разделим  всех  присутствующих  на  две  команды

Ведущий 2:

Итак,  вы,  посовещавшись,  придумайте  для  своих  команд  название,  девиз,  приветствия  для  соперников  и  гостей. Оцениваться  все  будет по пятибальной системе. А  нашим  гостям  мы  предлагаем стать  членами  жюри.

Ведущий1:

Итак,  я представлю вам совет мудрейших: ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ И сейчас  они оценят  результаты  первого конкурса

Ведущий 2:

С давних времен башкирского народа сущесвовал прекрасный конкурс «Эйтеш» - состязание. На этом конкурсе идёт состязание между музыкантами-исполнителями, кто лучше исполнит своё произведение. Давайте тоже устроим эйтеш, кто лучше споёт, станцует, расскажет стихотворение.

Ведущий 1:

А я предлагаю, чтобы каждая из команд исполнили 1 танец, 1 песню, 1 стихотворение. Жюри оценивает по 5 бальной системе.

 

Ведущий 2:

Ну, а пока команды  готовятся, послушайте  песню:___

 

Ведущий 1:

Команды наши готовы? Совет мудрейших подводит итог. А  мы продолжаем!

 

И следующий  конкурс «Викторина» каждый правильный ответ оценивается по 5 бальной системе. Просим  по  одному  представителю  от  команды  на  «викторину».

 

  1. как называется башкирское переносное жильё?
  2. перечислите башкирские народные музыкальные инструменты.
  3. вспомните башкирские национальные обряды.
  4. назвать без повторения башикрские национальные блюда.

(Призы – 4 шт.)

 

Исполнение  песни:______

 

 

Ведущий 1:

 А  сейчас   у нас будут состязания бегунов  . Кто из вас знает, а знают  наверняка все, какие животные  живут на  нашей  территории ? (лисы, волки, медведи и т.д.). Вот мы устроим настоящие «Старты зверей», так называется наш следующий конкурс.

 

Ведущий2:

А это даже интересно! Уважаемые участники, у меня на разносе  лежат карточки, на карточках написаны названия тех животных, которых вы только что сами называли. ваша задача: пробежать, как тот зверь, который указан в вашей карточке.

Решение жюри. Жюри  подводит  итоги. Награждение.

 

На этом уважаемые, наши  конкурсы  завершаются,  и мы  приглашаем  вас  к  праздничному  столу  на вкусный чай.

За сценой звучит башкирская народная мелодия.

Подведение  итогов.

Ведущий 1 : Вот и подошел наш праздник к концу! Пусть Навруз принесет благополучия в каждый дом.

Ведущий 2:

Наурыз –  просыпается степь 

Наурыз –  оживает природа 

Наурыз  дай  нам всем

Урожайного года.

До свидания!

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д.Фрезер, М.Мид).

Башкирские  народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно  обогащают ребенка, воспитывают  гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и  культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так  и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.

Информация о работе Народные праздники в учебно- воспитательной работе