Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:39, реферат
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восхо
Были открыты новые
Начиная с 1817 года заметен откат этой системы на консервативные позиции. Были разгромлены либеральные университеты, их лишили многих академических свобод. В гимназиях были введены Закон Божий и русский язык, а также древние языки (греческий и латинский), исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика, экономика.
Российское образование при Николае I
После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским
рескриптом был образован
Николай I прекрасно понимал, что
борьбу с революционными и либеральными
идеями надо было начинать со школ и
университетов. Системе образования
был возвращен сословный
Общее устройство системы образования осталось тем же, но все школы были выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа (т.е. Министерству народного просвещения). Было сильно изменено преподавание в гимназиях. Главными предметами стали греческий и латинский языки. «Реальные» предметы разрешалось преподавать как дополнительные. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету; таким образом, учитывая сословный характер гимназий, разночинцам был практически закрыт доступ к высшему образованию. (Тем не менее в 1853 году в одном только Петербургском университете они составляли 30% от общего числа студентов). Благородные пансионы и частные школы, плохо поддававшиеся тотальному контролю со стороны государства, были преобразованы или закрыты, их учебные планы должны были быть согласованы с учебными планами государственных школ.
Именно из уст министра народного
просвещения С.С. Уварова (в его
обращении к попечителям
В университетах и других высших
учебных заведениях была отменена выборность
ректоров, проректоров и профессоров
– они теперь прямо назначались
Министерством народного
Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, т.е. к гласному и негласному надзору за ними: так, инспектору Московского университета предписывалось посещать «в разные часы и всегда неожиданно» квартиры казеннокоштных студентов, контролировать их знакомства, посещение ими церковных служб. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа, не говоря уже о поведении и манерах.
В 1839 году в некоторых гимназиях
и уездных училищах были открыты
(с 4-го класса) реальные отделения, где
преподавались промышленно-
Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ.
В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения; именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве. В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.
Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники школ утверждались централизованно – в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников.
Роль общества в российской системе образования второй половины XIX века была исключительно большой. Основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование.
Болонсикй процесс
Уже более трех лет европейское образовательное сообщество живет под знаком так называемого Болонского процесса. Суть процесса состоит в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной Зоной европейского высшего образования и основанной на общности фундаментальных принципов функционирования. С 1998 по 2001 год в рамках Болонского процесса прошло много встреч, рабочих совещаний, конференций и т.д. разного уровня и значимости (табл. 1).
Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к 6 ключевым позициям:
1. Введение двухциклового обучения.
Предлагается ввести фактически два цикла обучения:
1-й - до получения первой
2-й – после получения первой академической степени.
Продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет.
Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).
2. Введение кредитной системы
Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
3. Контроль качества образования
Предполагается учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.
4. Расширение мобильности
На основе выполнения предыдущих пунктов
предполагается существенное развитие
мобильности учащихся. Кроме того,
ставится вопрос о расширении мобильности
преподавательского и иного персонала
для взаимного обогащения европейским
опытом. Предполагается изменение национальных
законодательных актов в
5. Обеспечение трудоустройства выпускников
Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.
6. Обеспечение привлекательности
европейской системы
Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках
Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т.п. приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.
К настоящему времени из 45 государств, отнесенных к Европейскому региону, Болонскую декларацию подписали 38 стран (табл. 2). Если же не учитывать государства, не имеющие или имеющие очень малое количество образовательных учреждений, отнесенных законодательством стран к сектору высшего образования (Андорра, Ватикан, Монако, Сан-Марино), то доля европейских государств, включившихся в Болонский процесс, составляет 90%. Фактически мониторингом, финансово поддержанным Европейской комиссией, не охвачены только Беларусь, Молдова и Украина.
Россия поздно определилась по поводу своего участия в Болонском процессе. Из перечисленных в табл.1 мероприятий представители России присутствовали в качестве полноправных участников только во встрече в Риге. Вопросы, касающиеся основных положений процесса, за редким исключением, практически не обсуждаются в российской печати или на семинарах и конференциях. На наш взгляд, некоторые причины такой позиции России заключаются в следующем:
- трудно начинать новый этап
изменений до тех пор, пока
не завершена уже начатая
- экономическое положение
- опыт внедрения программ
- в России, в отличие от значительной части других стран Европы, многие положения Болонского процесса уже выполнены:
введена двухуровневая система академических степеней;
существует национальная система аккредитации образовательных учреждений;
все квалификации, получаемые выпускниками, востребованы национальным рынком труда, что может создать обманчивое впечатление о легкости достижения других целей Болонского процесса.
Существенным для принятия решения
о включении в Болонский
Вряд ли цели, поставленные в Сорбонской и Болонской декларациях, будут достигнуты к 2010 году. Тем не менее, скорее всего, ситуация будет развиваться аналогично внедрению Шенгенской зоны и евро: какая-то часть стран Европы войдет в Зону европейского высшего образования к установленному сроку, другие будут присоединяться к ней по мере готовности.
В условиях России, где автономия учебных заведений еще только развивается с начала 90-х гг. и где еще не изжита оглядка на вышестоящие органы управления, включение в процесс формирования зоны европейского высшего образования во многом зависит от федеральных органов управления образованием.