Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:11, реферат
В последние десятилетия понятие “модуль” достаточно интенсивно исследуется в плане рассмотрения и разработки содержания самого понятия, его структурной организации, характеристик и пр.
Как одно из значимых, понятие «модуль» наряду с достаточно многоплановым использованием этого понятия в разных областях знаний используется и в современной педагогической теории и, в частности, в плане определения места модуля в системе обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством современного образования.
Такая ситуация предполагает актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, рассмотрение понятия «воспитание» в его модульном представлении, определение понятия «модуль “воспитание”», его характеристики и др. и введение этого понятия в педагогическую теорию и практику в рамках компетентностного подхода.
Введение понятия «модуль “воспитание”» предполагает рассмотрение и анализ понятий «модель», «моделирование».
В
самом общем рассмотрении «модель»
– это «образец какого-либо изделия,
а также образец для
Выполненный
анализ понятий «модуль» и «модель»
позволяет модель модуля «воспитание»
определить как некий образец, эталон
структуры воспитательного
Выделенные в работе «Ключевые компетентности как результат образования» ключевые социальные компетентности легли в основу модели микромодулей «воспитание», включающей:
макромодуль – традиционный, представляющий программу воспитательной работы вуза и систему обеспечения качества подготовки специалиста, достаточно полно исследованный и разработанный;
микромодули, т.е. пять микромодулей формирования социальных компетентностей: модуль формирования компетентности гражданственности, модуль формирования компетентности здоровьесбережения, модуль формирования компетентности общения, модуль формирования компетентности социального взаимодействия, модуль формирования информационно-технологической компетентности.
Решение проблемы воспитания осуществляется через рассмотрение следующих позиций:
воспитание чего осуществляется в вузе;
как это воспитание осуществляется в вузе в рамках ГОС ВПО через содержание образования;
как соотносятся аудиторная и вне аудиторная составляющие воспитания.
При этом рассматриваются:
особенности самого воспитания;
содержание модуля;
его отличие от других модулей.
Если суть программы модуля «Воспитание в современном образовании» авторы интерпретируют через его содержание, то мы даем ответ на вопрос «Как осуществляется воспитание?» через воспитание отношения. Воспитывая отношение, формируем компетентность как способность реализовать это отношение, т.е. мы должны формировать такие компоненты компетентностей, выделенных, сформулированных И.А. Зимней, как знания (когнитивная основа компетентности), готовность к актуализации компетентности, опыт использования знаний, отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей, эмоционально-волевую регуляцию ; показать, какие умения формируются; отразить готовность и т.д.
Актуальность проблемы воспитания современной молодежи предполагает настоятельную необходимость отражения в ГОС ВПО в разделе «Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин» и вузовском уровне ГОС ВПО, «Квалификационной характеристике», «Требованиях к специалисту» такой составляющей образования как «воспитание» и позволяет ввести в основную образовательную программу в разделы ряда дисциплин соответствующие курсы, либо ввести «модуль «воспитание» и определить его как совокупность целей, форм, средств воспитания через формирование социальных компетенций, позволяющих личности стать человеком, владеющим основами общей культуры, нравственно и граждански зрелым, толерантным и ориентированным в общечеловеческих и национальных ценностях, а также как совокупность средств оценки воспитанности обучающихся, который можно использовать как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе в рамках факультативов, курсов по выбору, элективных курсов .
К основным компонентам модуля «воспитание» отнесем такие как:
цель;
содержание воспитания;
методы воспитания;
формы воспитания;
социальные ключевые компетенции;
средства оценки воспитанности;
программа самовоспитания.
К особенностям моделирования модуля «воспитание» отнесем следующие:
процесс воспитания в вузе является продолжением этого процесса на предыдущем этапе воспитания и обучения;
процессом воспитания пронизан весь процесс подготовки специалиста в вузе: в учебное время и во внеучебное время;
формы и методы воспитания отличаются от форм обучения;
выделение средств оценки воспитанности и оценки воспитанности сложнее, чем оценка знаний;
процесс воспитания не завершается со сроками окончания вуза;
реализация программы воспитания и самовоспитания сложнее в отличие от программы обучения и др.
Модель модуля «воспитание» включает несколько позиций:
составляющие
модуля «воспитание» рекомендуется
включить в ГОС ВПО в раздел
1 «Квалификационная
специалист освоил нормы и правила поведения в социуме;
компетентен в плане здорового образа жизни и т.д.
Только в том случае возможно говорить о вузовской системе обеспечения качества и управлении качеством высшего образования, если вопросы воспитания нашли отражение в ГОСах подготовки специалистов:
модуль
«воспитание» распределен по годам
обучения и соотносится с блоком
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин и формирует
содержание учебных дисциплин;
либо через содержание пяти микромодулей, формирующих компетентности гражданственности, общения, здоровьесбережения, социального взаимодействия и информационно-технологическую;
модуль «воспитание» может быть рекомендован для самостоятельного изучения студентами вуза;
модуль «воспитание» может быть включен в содержание факультативов, спецкурсов, курсов по выбору;
модуль
«воспитание» может быть включен
в систему повышения
Моделирование макромодуля «воспитание», характеризуется следующей структурой:
цель модуля;
задачи модуля;
содержание модуля;
формы реализации модуля;
требования к уровню освоения модуля;
методическое обеспечение модуля;
формы его реализации и оценка освоения модуля.
Каждый из микромодулей имеет следующую структуру:
наименование микромодуля;
цель микромодуля;
объем занятий: 12–14 учебных часов;
содержание микромодуля:
ключевые слова;
тематический план;
содержание тем;
литература для обучения по микромодулю;
задания для самостоятельной работы (упражнения, творческие задания, решение ситуаций, тренинги);
оценка качества обученности (итоговый тест).
В
заключение подчеркнем, что модульный
подход к разработке и методическому
обеспечению проблем воспитания
имеет огромное практическое значение
на современном этапе развития образования
в контексте формирования личности
специалиста, адекватной требованиям
сегодняшнего времени.
Список использованной литературы:
1.Юцавичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. –Вильнюс, 1990.
2.Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. – М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. – 141 с.
3.Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.. –М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
4.Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
5.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – М., Высшее образование сегодня. № 5. 2003. – С. 34–42.
6.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.