Модернизация профессионального образования в Украине в рамках Батышевского наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:44, научная работа

Краткое описание

Анализ исследований и публикаций. Исследовать одну из важнейших проблем современного профессионального образования – его стандартизацию на основе компетентностей – нельзя без изучения научных пластов «Ученого с мировым именем, передавшего XXI веку свое педагогическое наследие» (Н. Ничкало), «фундатора и теоретика профессиональной педагогики» (В. Радкевич, М. Яковлева), «разработчика не только профессиональной, но и производственной педагогики»

Файлы: 1 файл

Статья Пальчук М.И. и Волковой А.Ю. на Батышевские чтения.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

УДК 006.065:377.1+37(02)                                 Пальчук М. И., канд. пед.наук,

                              Волкова А.Ю. аспирант

                              г. Симферополь 

     МОДЕРНИЗАЦИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УКРАИНЕ В РАМКАХ БАТЫШЕВСКОГО НАСЛЕДИЯ

     Задекларированная Украиной европейская интеграция требует создания современной системы профессионального образования в контексте требований и возможностей XXI века.

     Проблема  стандартизации профессионального образования заключается в отсутствии системного взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда, следствием чего является увеличение дисбаланса между спросом и предложением трудовых ресурсов, между требованиями, предъявляемыми работодателями к кадрам и качеством подготовки выпускников профессиональных учебных заведений. Эта проблема актуализирует процесс обновления содержания профессионального образования  и обучения (ПОО) путем создания профессиональных стандартов нового поколения, основанных на компетенциях, что позволит обеспечить конкурентоспособность системы подготовки трудового капитала на европейском рынке труда.

    Анализ  исследований и публикаций. Исследовать одну из  важнейших проблем современного профессионального образования – его  стандартизацию на основе компетентностей – нельзя без изучения научных пластов «Ученого с мировым именем, передавшего XXI веку свое педагогическое наследие» (Н. Ничкало), «фундатора и теоретика профессиональной педагогики» (В. Радкевич, М. Яковлева), «разработчика не только профессиональной, но и производственной педагогики»  
(И. Стариков) – академика Сергея Яковлевича Батышева.

    Научные идеи С. Батышева не только не утратили своей актуальности в начале третьего тысячелетия, но реализовываются в  концепциях, нормативно-правовых документах, методических материалах в сфере профессионального образования. Прежде всего, речь идет о Концепции профессионального образования Украины и Национальной доктрине развития образования.

    В Материалах международных научных чтений, посвященных памяти академика С.Я. Батышева [3, 4], представлены исследования целой плеяды ученых Украины, ближнего и дальнего зарубежья – продолжателей его научной школы по педагогике профессионального образования, которые легли в основу стандартизации: законы профессиональной педагогики  
(Н. Ничкало), реформирование профессиональной школы (Т. Десятов,  
А. Молчанова, А. Шкляр), исследования проблем теории и практики ПО  
(В. Радкевич) и его прогностическая ориентация (Т. Ломакина), методологические вопросы и критерии оценки профессиональной подготовки (А. Кыверялг, И. Стариков) и технологии производственного обучения (В. Скакун), процесс практического обучения (И. Лазаров), непрерывность профессионального образования (И. Быков, М. Горчакова-Сибирская, Н. Нагорный, А. Орешкина, В. Скороходов, О. Ховов), организация учебно-воспитательного процесса (Н. Талалуева) и проблемы мотивации учащихся (Э. Вильчковский, А. Вильчковская, В. Пасичник) и др.

    В формате нашего исследования представляют научный интерес такие коллективные авторские труды, как  «Державні стандарти професійної освіти: теорія і методика» (С. Гончаренко, Н. Ничкало, В. Петренко и др.), «Глосарій основних термінів професійної освіти і навчання» (Т. Десятов,  
Н. Ничкало), «Разработка модульных программ, основанных на компетенциях» (О. Олейникова, А. Муравьева, Ю. Коновалова,  
Е. Сартакова), «Взаємодія ринку праці та професійно-технічної освіти. Механізми створення Державних стандартів ПТО з конкретних професій» (В. Блой, М. Берізко, Ю. Вайс, В. Гельвиг и др.), «Сучасні стандарти професійно-технічної освіти» (В. Радкевич и др.).

    Изложение основного материала. Научный постулат академика  
С. Я. Батышева: «Сфера профессионального образования принципиально работает на будущее» подтвержден десятилетиями практического опыта системы ПОО. Поэтому какие бы то ни было доктрины, концепции и управленческие решения могут считаться научно аргументированными и доказательными лишь в том случае, если их содержание отражает не только констатирующие данные о состоянии и механизмах функционирования образовательных объектов, но и перспективы развития этих объектов в будущем [6, с. 89]. Именно такой концепцией является процесс разработки и внедрения в образовательный процесс профессиональных стандартов компетентности, требующий углубленной методологической экспериментальной работы, практико-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов.

    Разработка  качественно новых профессиональных стандартов обусловлена комплексной  проблемой подготовки трудового потенциала страны с учетом перспектив развития экономики и сферы услуг, а также национальными особенностями формирования рынка труда. Все это вызывает необходимость консолидации усилий работодателей, ученых, представителей профессиональных учебных заведений, поскольку в существующих государственных стандартах ПТО не учитываются механизмы адекватного реагирования на потребности социально-экономической инфраструктуры. По мнению социальных партнеров, результаты профессионального образования формируются не столько в формате «что должен знать», сколько в терминах компетенций – «что должен уметь делать» выпускник профессионального учебного заведения [2, с. 360].

    Исходя  из этого, основной целью разработки и внедрения профессионального стандарта, основанного на компетенциях, является определение основных требований к профессиональной деятельности для обеспечения качества, продуктивности, конкурентоспособности и безопасности учебно-производственного процесса. При этом необходимо учитывать, что квалиметрия сформированности компетенций всех субъектов образовательного процесса  должна основываться на измерении не столько объема знаний, которыми они обладают, сколько на оценке их способностей применить эти знания и навыки на практике [5, с. 22].

    Поскольку профессиональные стандарты нового поколения основаны на анализе требований к трудовой деятельности и ее результатах, то наряду с профессиональными компетенциями выпускник профессиональной школы должен иметь определенные качества и обладать так называемыми широкими компетенциями, к которым относятся умения учиться, осуществлять поиск информации, принимать решения, адаптивность, гибкость, толерантность, владение информационными и коммуникационными технологиями, включая иноязычную коммуникацию, умение работать в команде и осуществлять самопрезентацию [2, с. 362]. 

    Опираясь  на теоретически обоснованные Батышевым семь законов профессиональной педагогики, выделим следующие: теория поэтапного обучения, теория интеграции рабочих профессий, новая профессионально-квалификационная характеристика, в которой отражены требования к интегрированным профессиям [7]. Как полагает В. Радкевич, динамическое развитие современного производства постоянно изменяет и повышает требования к уровню профессиональной компетентности и, особенно, квалификации трудовых кадров. Для решения этой проблемы, по мнению  
Т. Десятова, нужно провести пересмотр списка профессий, определить те, которые не востребованы в новых условиях социально-экономического развития, разработать перечень профессий и специальностей на интегрированной основе, одновременно определив профессионально-квалификационные требования. Все это тесно связано с проблемой разработки и внедрения государственных стандартов по конкретным профессиям [4, с. 136].

   Актуальность организации этого процесса подтверждается определением самого С. Батышева, который рассматривает профессиональное образование как процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков, умений и компетентностей, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности [7]. Термин «компетентность», как признает ученый, включает, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [6, с.143]. Конкретизация же общих методико-педагогических целей в конечном итоге должна быть реализована совокупностью всех компетентностей, сформированных у субъектов образовательного процесса [3, с. 288].

     В этом же ключе «Энциклопедия профессионального образования рассматривает «профессиональную компетентность»,  которая представляет собой не только квалификацию (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания), но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности [7].

    Стандартизацию  профессионального образования С.Я. Батышев рассматривает как совокупность требований к уровню, содержанию и качеству  профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах, требующая учета специфической цели и задач данного уровня образования. Разработка же профессионального стандарта позволяет:

  1. установить базовый уровень, обеспечивающий непрерывность профессионального образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста;
  2. повысить качество подготовки кадров путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за качеством образовательных услуг и эффективностью деятельности профессиональных учебных заведений;
  3. упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях обучения в течение всей жизни;
  4. обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда [7].

    Несомненно, в основу разработки национального и регионального компонентов профессионального стандарта должны быть положены научные идеи академика С.Я. Батышева, поскольку они тождественны ориентации стандарта компетентности на целостный результат обучения, что не только выступит катализатором повышения уровня качества образовательного процесса и реализации интересов личности, общества и государства  в целом, но и позволит системе ПОО отвечать на вызовы современности, обеспечивая конкурентоспособность трудовых ресурсов на мировом рынке труда.

    Следует понимать, что обновление содержания профессионального образования невозможно без учета мирового инновационного опыта в этой области. Очень важен опыт систем профессионального образования развитых стран, реализующих концепции непрерывного образования на основе его стандартизации [3, с. 284].

    Среди наиболее важных направлений сотрудничества с европейскими странами в контексте подготовки трудового персонала следует выделить «контакты между странами, возникновение в сфере промышленного производства крупных межнациональных и межгосударственных концернов-конгломератов, что требует большей унификации в профессиональном образовании, единого «стандарта» подготовки специалистов» [4, с. 38].

    Можно сделать вывод, что принятие «Концепции развития профессионального образования и обучения в Украине» решит проблему обновления его содержания путем разработки и внедрения стандартов компетентности, тем самым реализуя мировую парадигму образования в течение жизни. Этот процесс требует инновационного подхода. При этом, отечественное профессиональное образование третьего тысячелетия должно охватывать все отрасли знаний, опираться на передовой опыт развитых стран, создавать условия для свободного доступа к континууму информации, ценностей, компетенций и умений, с конечной целью сохранения национального наследия в сфере ПОО и его интеграции в общеевропейское образовательное пространство. 

    Список  литературы:

  1. Глосарій основних термінів професійної освіти й навчання / упоряд.   
    Т.М. Десятов; за заг. ред. Н.Г. Ничкало.– К. : АртЕк, 2009.– 192 с.
  2. Пальчук М.И. Роль профессиональных стандартов, основанных на компетенциях, в развитии личности // Професійне становлення особистості: проблеми і перспективи : матер. V Міжнар. наук.-практ. конф. (м. Хмельницький, 22-24 жовтня 2009 р.).– Хмельницький : [б.в.], 2009.– С. 359-362.
  3. Пальчук М. Система профессионального образования за рубежом в учении 
    С.Я. Батышева: прошлое и настоящее / М. Пальчук, А. Волкова // Вторые междунар. Батышевские науч. чт., посвященные 70-летию Николаевской области и празднованию Дня города : сб. науч. тр. – Николаев : Илион, 2007. – С. 283-291.
  4. Первые международные научные чтения, посвященные памяти академика Сергея Яковлевича Батышева (Николаев, 25-27 сентября 2003 г.) : сб. науч. трудов. – Николаев : Илион, 2003. – 360 с.
  5. Плесенкова Н.Ю. Критерии оценки  качества профессионального образования // Профессиональное образование. Столица.–  2010.– № 3.– С. 21-22.
  6. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под общ. ред. акад.  
    С.Я. Батышева. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999 . − 904 с.
  7. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / под ред.   
    С.Я. Батышева.– М. : АПО, 1999.
 

Пальчук Марина Ивановна

Волкова Анна Юрьевна

     Осмысление  наследия С.Я. Батышева:

     стандартизация профессионального образования

Информация о работе Модернизация профессионального образования в Украине в рамках Батышевского наследия