Одним
из стимулов является
оценка. Оценка стимулирует:
- Если студент
уверен в ее объективности.
- Если студент
воспринимает ее как полезную для себя.
- Знает, что
нужно сделать для того, чтобы достигнуть
более высоких показателей.
- Уверен в
том, что ему окажут в этом достижении
помощь.
- Уверен в
том, что для достижения высоких результатов
есть условия - места, где это можно реализовать.
- Наказание
- это негативное подкрепление, средство
подавления нежелательного поведения
посредством лишения чего-то позитивного.
- Для того
чтобы наказание обладало наибольшим
эффектом, придерживайтесь следующих
правил:
Будьте
последовательны
в применении наказания:
- Опишите желаемую
перемену в поведении, предложите модель
правильного поведения.
- Заранее сообщите
о правилах и возможных последствиях их
нарушения.
- Предупредите
студентов, что они получат только одно
предупреждение, а затем последует наказание,
настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
- Избегайте
случайного подкрепления авторитета хулигана
среди одногруппников, наказывайте наедине.
- Сделайте
наказание неизбежным и непосредственно
следующим за поступком, оценивайте только
действия студента, а не личные качества.
Делайте
предупреждение в
спокойной манере:
- Говорите
спокойно, но твердо.
- Избегайте
мстительного или саркастического тона,
иначе его повторят студенты.
- Сделайте
акцент на необходимость остановить конкретное
проблемное поведение, а не выражайте
неприязнь в целом.
Используйте
наказание применительно
к конкретному
нарушению:
- Игнорируйте
незначительные нарушения, которые не
мешают работе группы, останавливайте
неправильное поведение взглядом или
движением, адресованным нарушителям.
- Не используйте
домашнее задание как наказание за разговоры
на уроке.
- Если студент
ведет себя демонстративно с целью привлечения
к себе внимания, удалите его на время
("Выйди и подумай о своем поведении").
- Выбирайте
подходящий для конкретного студента
и случая вид наказания, иначе вы можете
подкреплять негативное поведение, а не
уменьшать его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение
предотвратить негативное поведение
- один из важнейших организационных
навыков педагога. Специалисты считают,
что большинство проблем, связанных
с поведением на уроке, возникает
из-за того, что студенты не знают
правил и не следуют им. Взаимопонимание
между студентами и преподавателями
создаются похвалами, поощрением хорошего
поведения и управлением доверия
в группе. Дисциплинарные меры крайне
редки в обстановке уважения и
доверия между преподавателем и
студентами.
Ключом
к минимизации дисциплинарных проблем
является именно умение преподавателя
управлять группой. Хорошим преподавателям
удается обратить должное внимание
на потребности всех студентов во
время урока. К сожалению, исследования
показывают, что большинство преподавателей
чаще всего уделяют внимание одним
и тем же студентам, игнорируя
других. Естественно, такое поведение
преподавателя увеличивает вероятность
плохого поведения студентов.
Хороший
преподаватель умеет анализировать
поведение студентов и делать
вывод, поможет ли установленное
им правило справиться с ситуацией.
Поэтому преподаватели, устанавливающие
ясные, прозрачные требования к поведению
студентов, более успешны в управлении
группой и сталкиваются с меньшим
количеством дисциплинарных проблем,
чем те, кто не формулирует подобных
требований. Когда же четко сформулированное
требование не выполнено, преподаватель
дает студенту возможность осознать
проблему и приводит примеры, как
студент мог избежать совершения
того или иного поступка. Заранее
продекларированные правила предоставляют
возможность педагогу решать дисциплинарные
проблемы в индивидуальном порядке,
и потому поступки нескольких студентов
никогда не отразятся на поведении
всей группы.
Важно
помнить, что требования должны быть
ясные и конкретные. Постоянство,
с которым преподаватель реагирует
на нарушение правил, важно так
же, как и установление требований
к поведению. Постоянство в сочетании
с должным управлением помогает
преподавателю снизить до минимума
показатели плохого поведения студентов
на уроке.
ПАМЯТКА
№1 Предотвращение
конфликта и спасение
ситуации
- Не начинать
с категорических требований.
- Предоставлять
выбор.
- Предлагать
действия, в которых взрослый может оказаться
желанным помощником.
- Искать поводы
для взаимного соревнования.
- Превратить
задание в игру с неожиданным концом.
ПАМЯТКА
№2 Начни урок как
песню
- Начинай урок
со звонком.
- Радуйся встречи
с группой.
- Организуй
погружение в свой предмет.
- Используй
доску как информационное табло.
- Четко ставь
цели и определяй план урока, продумывай
домашнее задание.
- Планируй
всю серию уроков по теме, опираясь
на особенности группы.
- Снимай трудности,
предотвращай ошибки.
- Слушай внимательно
ответы, не перебивай.
- Люби детей
и себя.
ПАМЯТКА
№3 Преподаватель -
личность
- Преподаватель
учит внешним видом, делом, словом.
- Требуешь
от студентов - будь образцом во всем.
- Не кричи,
а учи!
- Познай каждого
студента.
- Преподаватель
учится всегда.
- Доводи любое
дело до конца, делай его только хорошо.
- Дети - зеркало
нравственной жизни взрослых.
ПАМЯТКА
№4 Карта достоинств
преподавателя - профессионала.
Для
профессиональной подготовки
и проведения урока:
- Старается
знать многое о новых достижениях в науке,
которую преподает, в психологии и педагогике,
а также в методике преподавания предмета.
- Серьезно
и обстоятельно готовится к урокам.
- Очень точно
и корректно формулирует учебные цели
и задачи урока.
- Владеет умением
превращать организационный момент на
уроке в организационно-психологический
момент, задающий добрую, человечную, деятельную
тональность всему уроку.
- Умеет увлечь
студентов на уроке, мотивируя их работу,
настойчиво и без раздражения работает
с каждым студентом, стараясь добиться
настоящего эффекта.
- Умеет переключать
виды деятельности на уроке и снимать
усталость за счет специальных способов
разрядки.
- Знает и использует
методику дифференциального обучения.
- Создает творческую
атмосферу на уроке; разработал и использует
щадящую разумную систему неразрушающего
контроля за знаниями и развитием студентов.
- Владеет умением
задавать проблемные вопросы, активизирующие
мыслительную деятельность.
- Постоянно
работает с понятийной базой предмета.
- Умеет обеспечивать
активизацию познавательной деятельности
в процессе работы над новым материалом.
- Знает кого
и как поощрять, в какой форме оценивать
знания, умения и навыки.
- Умеет организовать
групповую творческую деятельность студентов.
- Всегда внимательно
и уважительно слушает и слышит студентов
на уроке и справедливо выставляет отметки.
- Подбирает
и выдает разно-уровневые, интересные
оригинальные творческие домашние задания.
ПАМЯТКА
№5 Что должен уметь
компетентный педагог?
- Успешно решать
свои жизненные проблемы, проявляя инициативу,
самостоятельность и ответственность.
- Ориентироваться
на рынке труда и понимать, какие умения
потребуются студентам, чтобы найти себе
работу в современных условиях и успешно
продвигаться по лестнице профессионального
успеха.
- Видеть и
понимать действительные жизненные интересы
своих студентов.
- Проявлять
уважение к студентам, к их суждениям и
вопросам.
Педагог
должен понимать, что:
- Нужно быть
готовым к постоянным переменам.
- Строить сегодняшнее
и завтрашнее поведение на основе вчерашних
знаний и вчерашнего опыта невозможно.
- Главная задача
- обеспечить максимум успеха и минимум
неудач в будущей жизни своих студентов,
поэтому родители - самые верные союзники
преподавателя.
- Любая человеческая
деятельность красива и эффективна, и
это представление передать студентам.
ПАМЯТКА
№6 Педагог должен
остерегаться:
- По привычке
считать себя самым главным и единственным
источником знаний.
- Передавать
студентам свой жизненный опыт и воспитывать
их исходя из того, как был воспитан сам.
- Придерживаться
представлений о том, что существуют раз
и навсегда заданные способы правильного
и неправильного решения различных проблем.
- Следовать
мелочным правилам и инструкциям.