Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Файлы: 1 файл

Методы обучения.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

В дидактике установлена  следующая закономерность. Чем в  большем числе аспектов был обоснован  преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании  методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

Соответствие методов  принципам обучения.

Соответствие целям  и задачам обучения.

Соответствие содержанию данной темы.

Соответствие учебным  возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

Соответствие имеющимся  условиям и отведенному времени  обучения.

Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.

Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности  определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Уровни принятия решения  о выборе методов обучения

Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:

Наименование решения

Характеристика данного уровня принятия решения

Стереотипные решения

Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.

Решения типа проб и ошибок

Педагог пытается менять выбор методов  с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант  и вновь без научного обоснования  выбора.

Оптимизированные решения

Решения, которые принимаются путем  научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых  определенных критериев.


 

Заключение

Классификация методов  обучения грамоте или любой школьной дисциплине не укладывается в четкие определенные рамки. В отечественной и мировой практике уже было предпринято немало усилий, чтобы ее составить. Метод - это категория многомерная и универсальная, поэтому разные авторы используют не одинаковые основания для того, чтобы составить свою классификацию. Они приводят аргументы, говорящие в пользу той или иной классификационной модели.

Е.Я. Голант и Е.И. Перовский  предлагают классифицировать методы по характеру восприятия информации и  источнику ее передачи. То есть, существует пассивное восприятие, когда учащиеся смотрят и слушают - лекция, рассказ, объяснение, демонстрация и так далее. А активное восприятие - это использование наглядных пособий, книг, работа с ними, а также лабораторный метод. Классификация методов обучения по различным источникам передачи информации, а также приобретения знаний была предложена Н.М Верзилиным, И.Т Огородниковым и другими. В рамки этой классификации укладываются следующие методы: словесные - работа с книгой, слово педагога; и практические - эксперимент, наблюдение, упражнения, то есть изучения действительности, которая окружает каждого из нас.

Классификация методов  обучения, предложенная Б.П. Есиповым и  М.А. Даниловым основана на дидактических  задачах. То есть огромное значение имеет последовательность приобретения учениками знаний на конкретном уроке. Сначала идет приобретение знаний, потом формирование навыков и умений, затем применение этих приобретенных знаний, следом творческая деятельность, далее закрепление, проверка умений, знаний и навыков. Существует и классификация методов обучения по характеру (типу) познавательной деятельности. Ее предложили И.Я. Лернер и М.Н Скаткин. Они говорили о том, что уровень самостоятельной деятельности отражается в характере познавательной деятельности учащихся. Данной классификации присущи такие методы: репродуктивный (границы творчества и мастерства), объяснительно-иллюстративный, его еще называют информационно-репродуктивным, частично-поисковый, проблемное изложение знаний и исследовательский.

Немецкий дидакт Л. Клинберг также предложил свою классификацию  методов обучения в сочетании  с формами сотрудничества. Первая группа - это монологические методы - демонстрация, рассказ, лекция. Вторая группа - формы сотрудничества - групповые, индивидуальные, фронтальные и коллективные. Третья группа - диалогические методы - беседа.

Классификация методов  обучения, предложенная Ю.К. Бабанским, составлена на основе организации и  осуществления учебно-познавательной деятельности, методов ее стимулирования, мотивации, а также методов самоконтроля и контроля. Данная классификация представлена следующими группами методов: первая - методы организации, а также осуществления учебной и познавательной деятельности. К ним относятся словесные (лекция, рассказ, беседа, семинар), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (лабораторные опыты, упражнения). В эту же группу входят проблемно-поисковые и репродуктивные методы, методы работы под руководством педагога и самостоятельно. Вторая группа данной классификации - методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся. И третья группа - методы самоконтроля и контроля за учебно-познавательной деятельностью с целью повышения ее эффективности.

Таким образом, существует несколько десятков классификаций  методов обучения, имеющих и свои недостатки, и свои достоинства. Но важно понимать, что учебный процесс является динамичной конструкцией. Поэтому выбор методов обучения зависит от многих факторов.

 

Список использованных источников

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд. / В.И. Андреев. – Казань:Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.
  2. Вишневский В.А. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.А. Вишневский – Чебоксары: Чув. госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. – 139 с.
  3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 632 с.
  5. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.

Информация о работе Методы обучения