Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:25, реферат
Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
Соответствие методов принципам обучения.
Соответствие целям и задачам обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
Соответствие возможностям
вспомогательных средств
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.
Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:
Наименование решения |
Характеристика данного уровня принятия решения |
Стереотипные решения |
Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. |
Решения типа проб и ошибок |
Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. |
Оптимизированные решения |
Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев. |
Заключение
Классификация методов обучения грамоте или любой школьной дисциплине не укладывается в четкие определенные рамки. В отечественной и мировой практике уже было предпринято немало усилий, чтобы ее составить. Метод - это категория многомерная и универсальная, поэтому разные авторы используют не одинаковые основания для того, чтобы составить свою классификацию. Они приводят аргументы, говорящие в пользу той или иной классификационной модели.
Е.Я. Голант и Е.И. Перовский предлагают классифицировать методы по характеру восприятия информации и источнику ее передачи. То есть, существует пассивное восприятие, когда учащиеся смотрят и слушают - лекция, рассказ, объяснение, демонстрация и так далее. А активное восприятие - это использование наглядных пособий, книг, работа с ними, а также лабораторный метод. Классификация методов обучения по различным источникам передачи информации, а также приобретения знаний была предложена Н.М Верзилиным, И.Т Огородниковым и другими. В рамки этой классификации укладываются следующие методы: словесные - работа с книгой, слово педагога; и практические - эксперимент, наблюдение, упражнения, то есть изучения действительности, которая окружает каждого из нас.
Классификация методов обучения, предложенная Б.П. Есиповым и М.А. Даниловым основана на дидактических задачах. То есть огромное значение имеет последовательность приобретения учениками знаний на конкретном уроке. Сначала идет приобретение знаний, потом формирование навыков и умений, затем применение этих приобретенных знаний, следом творческая деятельность, далее закрепление, проверка умений, знаний и навыков. Существует и классификация методов обучения по характеру (типу) познавательной деятельности. Ее предложили И.Я. Лернер и М.Н Скаткин. Они говорили о том, что уровень самостоятельной деятельности отражается в характере познавательной деятельности учащихся. Данной классификации присущи такие методы: репродуктивный (границы творчества и мастерства), объяснительно-иллюстративный, его еще называют информационно-репродуктивным, частично-поисковый, проблемное изложение знаний и исследовательский.
Немецкий дидакт Л. Клинберг также предложил свою классификацию методов обучения в сочетании с формами сотрудничества. Первая группа - это монологические методы - демонстрация, рассказ, лекция. Вторая группа - формы сотрудничества - групповые, индивидуальные, фронтальные и коллективные. Третья группа - диалогические методы - беседа.
Классификация методов
обучения, предложенная Ю.К. Бабанским,
составлена на основе организации и
осуществления учебно-
Таким образом, существует несколько десятков классификаций методов обучения, имеющих и свои недостатки, и свои достоинства. Но важно понимать, что учебный процесс является динамичной конструкцией. Поэтому выбор методов обучения зависит от многих факторов.
Список использованных источников