Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:15, контрольная работа
Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.
Действенность науки во многом зависит от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук.
1. Понятие о методах научного исследования.……………………………….…..3
2. Методы работы с первоисточниками, педагогической литературой………....4
3. Изучение и внедрение передового педагогического опыта………………..….7
4. Педагогический эксперимент …….…………………………………………….9
5. Математические и статистические методы исследования…………………...12
6. Требования к методам педагогического исследования………………………13
Литература………………………………………………………………………....16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие о методах научного исследования.……………………………….…..3
2. Методы работы с первоисточниками, педагогической литературой………....4
3. Изучение и внедрение передового педагогического опыта………………..….7
4. Педагогический эксперимент …….…………………………………………….9
5. Математические и статистические методы исследования…………………...12
6. Требования к методам педагогического исследования………………………13
Литература……………………………………………………
1. Понятие о методах научного исследования.
Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.
Действенность науки во многом зависит от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, наблюдается и прорыв вперёд к постижению новых знаний.
Традиционно педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической деятельности; хронометрия, профессиография, метод независимых характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.
Характеристика некоторых методов этой группы.
Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность этого метода состоит в том, что исследователь постоянно находится в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует одну или несколько интересующих его сторон этих предметов.
Метод абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего, с анализом и синтезом.
Анализ – метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части.
Синтез – метод научного исследования, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве взаимодействуют между собой.
Подчеркнём, что анализ и синтез применяется на стадии лишь поверхностного (первого среза) ознакомления с объектом. Эти методы дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность они недостаточны.
Теоретические методы исследования – необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы исследования связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
К эмпирическим методам исследования относятся: педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, ранжирование, тестирование, педагогический консилиум; шкалирование, экспертные оценки, индексирование, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и другие.
После первичного построения гипотезы необходимо переходить к разработке методики исследования.
Методика исследования – это как бы модель научного поиска, причём развернутого во времени.
Есть основание утверждать, что хорошо продуманная методика целенаправленно организует исследование, обеспечивает качественное получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.
Методики должны отвечать главным критериям качества:
а) Валидность – означает пригодность методики для измерения именно того качества, на которое она направлена. Валидность методики предполагает ответы на вопросы: «Для какой цели применяется методика?», «Что она изменяет?»
б) Надёжность методики означает точность психологических измерений. Надёжность методики определяется посредством дисперсного и факторного анализа.
в) Научность методики означает её связь с фундаментальными исследованиями, её научную обоснованность.
Известно, что педагогические явления весьма сложны. Обеспечение достоверности, репрезентативности, научной значимости экспериментальных данных достигается благодаря использованию вектора методов исследования.
2. Методы работы с первоисточниками, педагогической литературой.
Изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам, связано с теоретическими методами исследования.
Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:
составления библиографии – составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование – сжатое изложение основного содержания работы;
конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Приступая к курсовому или дипломному исследованию, следует изучить литературу по теме. Нельзя сказать, что к началу работы над первым курсовым сочинением студенты не умеют изучать литературные источники, – напротив, они уже обучены чтению специальной литературы (просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение). Вместе с тем студенты в своем большинстве впервые приступают к библиографическому поиску в рамках достаточно крупной темы. Возникают вопросы: где вести библиографический поиск? Каковы источники печатной педагогической информации?
Источники печатной педагогической информации.
1. Библиографические справочники (по некоторым конкретным темам, техническим средствам обучения, педагогике высшей школы, по отечественным и зарубежным университетам).
2. «Книжная летопись» (периодическое издание, содержащее библиографическое описание всех публикаций, появляющихся в стране; рубрикация – по наукам и отраслям знания).
3. Каталоги книг и журнальных статей.
В систематическом каталоге материал вынесен на библиографические карточки, расположенные либо по алфавиту, либо по годам выхода; карточки разбиты на разделы, подразделы, отрасли.
В алфавитном каталоге библиографические описания книг и статей располагаются строго по алфавиту. Удобство этого каталога состоит в том, что с его помощью легко устанавливается, какие публикации данного автора имеются в библиотеке.
В предметном каталоге библиографические карточки расположены по ключевым словам (дескрипторам) и в алфавитном порядке.
4. Списки литературы в типовых государственных, а также рабочих программах по педагогике, психологии, методикам.
5. Библиографические указатели в конце монографий по педагогике, психологии, методикам и т.п.
6. Указатели литературы к главам учебников.
7. Энциклопедии (в том числе педагогические). В конце энциклопедических статей помещаются краткие библиографические указатели.
8. Последние в году номера педагогических, психологических, социологических, методических журналов, в которых помещаются списки всех публикаций, появившихся в журнале в течение истекшего года.
Следует сказать о том, что в последние годы количество педагогических, психологических, методических журналов резко возросло.
9. Серия «Педагогика и психология», а также библиотечка «Педагогический факультет» издательства «Знание», в которых также имеются библиографические указатели.
10. Каталоги кандидатских и докторских диссертаций. Выходят с 1958 г. Их составителями являются Российская государственная библиотека и Центральная научная медицинская библиотека. В каталогах имеются разделы по педагогическим и психологическим дисциплинам.
11. Списки литературы в курсовых и дипломных работах, хранящихся в кабинете кафедры.
12. Выставки новых поступлений в библиотеке вуза.
13. Зарубежная педагогическая литература отражена в указателе «Новые книги по педагогическим наукам и народному образованию. Зарубежные издания», составленном из поступлений в Государственную научно-педагогическую библиотеку им. К.Д. Ушинского (выходит с 1955 г). Дополнительную информацию по педагогической библиографии можно найти в Российской педагогической энциклопедии. Проводя библиографический поиск, необходимо одновременно осуществлять просмотровое чтение найденных источников. Цель такого чтения – быстро установить, содержит ли данная публикация материал, относящийся к вашей теме. Напомним последовательность этапов просмотрового чтения.
1. Изучение титульного листа (автор, название, место и год издания, аннотация).
2. Просмотр оглавления (в начале или в конце публикации).
3. Чтение предисловия (введения) и/или послесловия, в которых обычно кратко знакомят с содержанием всей книги.
4. Изучение научного аппарата книги (ссылки на источники в конце книги или внизу страниц).
5. Конец просмотра – чтение фрагмента текста, связанного с вашей проблемой, и одновременная письменная фиксация содержания этого фрагмента. Делать это лучше всего на карточках, причем необходимо сразу же выполнить полное библиографическое описание источника (с правилами библиографического описания мы познакомим Вас в главе V нашего пособия).
Изучив литературу по проблеме, необходимо приступить к систематизации и обобщению накопленного материала. Изучая литературу, посвященную тому или иному педагогическому явлению, необходимо найти в ней ответы на следующие вопросы: как различные авторы описывают сущность явления; его признаки, свойства, характеристики; дефиниции; типологии, классификации; функции; место в обучении (воспитании); особенности применения в начальной (средней, высшей) школе и т.д.; неизученные вопросы. При этом необходимо осуществлять анализ различных позиций и подходов, их сравнение, обобщение, критику – только тогда современное состояние проблемы предстает во всей полноте, а всестороннее знание вопроса позволит вычленить те его аспекты, которые (в связи с темой исследования) и предстоит исследовать дальше.
Очевидно, что изучение состояния исследуемой проблемы в теории требует применения, прежде всего теоретических методов исследования.
3. Изучение и внедрение передового педагогического опыта.
Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося.
Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.
Понятие «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат.
В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.
Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:
- выявлению существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;
- определению узких мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в практике;
- выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;
- изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.
Информация о работе Методы научно-педагогических исследований