Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:52, реферат
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий- ориентировочной основе деятельности. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – все это интегрировано в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
1.Методы
исследования в методике
Модульное обучение возникло как
альтернатива традиционному обучению.
Оно интегрирует в себе все то
Сущность модульного обучения
Модуль – это целевой функциональный
В состав модуля входят
Таким образом, модуль
Отличия модульного обучения
Учителю, который подвиг
себя на разработку модульных
Прежде всего, следует знать о принципе
Ведущий принцип модульного обучения
– принцип сочетания комплексных и частных дидактических целей.
Не менее важное значение для
управления учением школьников
Для успешного применения
Начиная работать с новым модулем,
Важно также осуществление
Для успешной работы учащихся
Модуль может быть построен в форме таблицы.
Рекомендуется сопровождать
Для учителя важно иметь общие критерии формирования содержания модуля.
Используя модули, можно успешно осуществлять метапредметный подход,
внутрипредметные и
Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший включает сверх того дополнительные сведения.
Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь есть большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания. И это реализуется через учебный элемент – резюме. Хорошо, если общение сделано не только словесно, но и в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.
Наблюдения и результаты опытной работы дают возможность сделать некоторые выводы о значении модульного обучения. Для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, при этом есть возможность получить консультацию у учителя, использовать помощь товарищей, можно все время себя контролировать. Учащиеся также значительно глубже осознают учебное содержание.
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, а также для улучшения дисциплины.
Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Задачи учителя – мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то его задача состоит в грамотном выделении интегрирующих дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания сообразно этим целям, Это обязательно приводит учителя к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.
Учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно вырастают профессионально. Поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия, одним из которых является готовность школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности - сформированность минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений.
Немаловажное условие – материальные возможности школы в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.
Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.
Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие:
1.Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
2.Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.
3.Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
4.Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, например, объект исследования – учебная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников возможны признаки переутомления.
5.Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.
6.Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Педагогическая
Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и
«эмоциональная сопричастность»
Существенными недостатками метода наблюдения являются:
1) его длительность;
2) субъективность, которая проявляется
в зависимости результатов наблюдения
от профессионализма специалиста;
3) невозможность статистической
обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно
нейтрализовать при сохранении достоинств
метода, если сделать наблюдение формализованным,
включив его в стандартизированную методику
изучения психофизического развития ребенка.
В этом случае вводится ограничение по
выбору наблюдаемых показателей. Наблюдение
всегда начинается с постановки цели,
которая помогает определить основные
параметры наблюдения. Целью наблюдения
является изучение ребенка как носителя
тех или иных психолого-педагогических
особенностей и сопоставление результатов
наблюдения с известными признаками имеющихся
у детей нарушений развития. Процедура
наблюдения бывает различной в зависимости
от ряда объективных и субъективных факторов
– контингента наблюдаемых, характера
изучаемых явлений и т.д. Педагог может
войти в состав наблюдаемой группы детей,
например, играть с ними (активное наблюдение),
а может оставаться в позиции постороннего
человека, наблюдающего со стороны (пассивное
наблюдение).