Методы и приемы обучения диалогической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. В широком смысле слова диалог понимается как «акт непосредственного общения двух людей, протекающего в форме перемежающихся, ситуативно обусловленных речевых действий (поступков); акт, возникающий по инициативе одного из говорящих в процессе его деятельности в тот момент, когда обстоятельства этой деятельности создают перед ним проблему, которую он может решить только путем вовлечения в эту деятельно

Файлы: 1 файл

Методы и приемы обучения диалогической речи..docx

— 29.54 Кб (Скачать)

   Подготовка к групповому диалогу проходит четыре фазы. Первая фаза – предельно краткая, фронтальная беседа учителя с классом. Преобладающая схема: вопрос учителя – ответ учащихся; обучение контрвопросу и встречной реплике; вопрос учителя – ответ ученика и его контрвопрос; реплика учителя – встречная реплика ученика. Вторая фаза – парные диалоги между учениками, проводится по схеме: вопрос – ответ + контрвопрос. Третья фаза – усложнение парных диалогов путем включения в них третьих и четвертых лиц; соединения двух парных диалогов между собой, вмешательство других лиц, задающих уточняющие вопросы. Четвертая фаза – групповой диалог, в котором участвует уже большая группа учащихся. 

   Еще одним способом повышения качества и эффективности обучения  диалогической речи можно считать и ролевую игру. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива  иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик с о своими интересами и потребностями.                      Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения. Ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку. 

   Особое значение ролевая игра приобретает в обучении иноязычной диалогической речи именно на среднем этапе обучения, то есть у школьников подросткового возраста. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует «чувство взрослости»: подростки стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявлять инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Ее применение на данном этапе способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка и тем самым поддержанию ее на старшей ступени обучения. 

   В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. 

   Первый компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений, вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник ). Подбор ролей для обучения диалогической речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. 

   Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия речевого акта.

По  мере развития диалогических умений школьников степень развернутости  каждого  из компонентов учебно-речевой ситуации может уменьшаться. Выделяется три уровня развернутости учебно-речевой ситуации (УРС): первый  - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй – промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий – минимальный, где указывается только отношение субъекта к предмету разговора. Соответственно уровням УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре. 

   Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. 

   Овладение диалогической речью учениками осуществляется в три этапа:

1) овладение  диалогическими единствами;

2) овладение  микродиалогами;

3) создание  диалогов в соответствии с  требованиями программы. 

   Разумеется, на средней ступени обучения, невозможно научить учащихся всем особенностям диалогической речи. Однако беседа учащихся по возможности должна быть более жизненной и сохранять основные, присущие ей качества. Так, учащиеся должны уметь правильно начать беседу, употребив одно из наиболее употребительных приветствий. Они должны уметь задать вопрос и ответить на него как в краткой форме, так и в виде небольшого монологического высказывания. Ученики на данном этапе обучения должны уметь поддержать разговор, развить мысль собеседника и довести диалог до его логического конца.  

   Различные приемы формирования диалогической речи имеют положительное значение в плане подготовки учащихся умению вести свободную беседу по пройденной теме в пределах программного материала. В итоге значительно повышается эффективность урока английского языка, где все большее количество учащихся вовлекается в активную речевую деятельность на уроке и вне его, способствует развитию инициативности обучаемых, а также развитию и совершенствованию их умений. Как показывает практика, данные методы способствуют положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единиц, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи), что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики. Но самое главное, что надо учитывать при организации диалогического общения – это создание положительного эмоционального настроя к выполняемой учащимися деятельности.  

                                           Литература.

  1. Бим И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи // ИЯШ – 1975. - №5.
  2. Володин Н.В. Афферентный учебный диалог // ИЯШ – 1971. - №4.
  3. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. // М.: Просвещение, 1983.
  4. Верещагина В.А. Организация работы над английским диалогом в восьмилетней школе. // ИЯШ – 1969 - №1.
  5. Богатикова Л.И. Об управлении диалогическим общением. // ИЯШ – 1988. - №6.
  6. Брагина Л.Ф. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи на средней ступени обучения. // ИЯШ – 1989. - №5
  7. Олейник Т.А. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. // ИЯШ – 1989. - №1
  8. Сколяренко Н.К. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры. // ИЯШ – 1985. - №1.
  9. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку в средней школе. // Москва «Просвещение» - 1988.
  10. Ляховицкий М.В., Вишневский Е.И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе. // ИЯШ – 1984. - №2.
 

          

        Pаботa над составлением диалога по теме “My Pen Friend”.

Первый  этап – учащимся предлагается разучить короткий диалог:

Bob: Hello, Dan!

Dan: Hello, Bob!

B: What’s this in your hand?

D: This is a letter of my pen-friend from England.

B: Oh, it’s very interesting. Show me this letter. Does he often write to you?

D: Yes, he does. He often sends me pictures of London.

B: Show me this pictures, please.

D: Come to my house in the evening.

B: All right. Thank you. Good-bye.

D: Good-bye.

Второй  этап – составить диалоги по аналогии с изученными.

Bob: ……………………………………

Dan: ……………………………………

B: Is this a letter from your pen-friend? 

     ……………………………………

D: Oh, this is a letter from England. 

     …………………………………..

B: Does he often write to you? 

     …………………………………..

D: My pen-friend often writes me about his school. 

    …………………………………….

B: Can you give me his letters? 

    ……………………………………..

D: With pleasure ……………………..

B: …………………………………….

Третий  этап – упражнения на дополнение предложений:

а) Закончите предложения:

I can show you many pictures of London, because ……..

My pen-friend wants to know Russian, so ………………

I have a pen-friend in England, so …………….

б) Начните предложения:

………….. when you come to my house.

………….. so I can show you many pictures of London.

………….. because I have a pen-friend in England.

………….. so I often get letters from England.

Четвертый этап – задание: « Как бы вы отреагировали, если бы вам сказали, что ……….»

I get many letters from my pen-friend.

I have many pictures of London.

I know many English songs.

This letter is from my pen-friend.

Пятый этап – побеседовать в парах на тему: «Вы видите у товарища письмо. О чем вы будете разговаривать?»

Пример  диалога:

  • Hello, Misha!
  • Good afternoon, Tanya!
  • What’s this in you hand?
  • This is a letter from my pen-friend.
  • Where does your pen-friend live?
  • He lives in London.
  • Does he often write you?
  • Yes, he does. He sends me pictures, books and songs.
  • Oh, how interesting. I want to have a pen-friend too.
  • Come to my house. I’ll show you some pictures and letters.
  • Thank you. Good-bye.
  • Good-bye.  
 

                                          Приложение II. 

   Пример работы с вопросно-ответной карточкой для парной работы. 

                                A Talk With a New Pupil.

1. Good morning!                                   1. Good morning!

2. Are you a new pupil?                         2. Yes, I am.

3. What is your name?                           3. My name is …..

4. How old are you?                               4. I am …….

5. Do you live in Saratov?                      5. Yes, I do.

6. What street do you live in?                 6. I live in …… street.

7. What form are you in?                        7. I am in ….. form.

8. What is you hobby?                             8. My hobby is ……

9. Do you like to play …… ?                  9. I like to play …….

10. Let’s play … after classes.                10. All right! 

                        _____________________________ 

                                     What about you?

Первый  этап - ответить на поставленные вопросы. Прочитать по карточке вопросы, выслушать  ответы партнера, при необходимости  исправляя их. Затем поменяться ролями.

Второй  этап - составить рассказ о себе. Ученик рассказывает о себе товарищу, который контролирует рассказ по карточке, исправляет ошибки. Затем  меняются ролями.

Третий  этап - воспроизвести приведенные  в карточке вопросы. Учащиеся по очереди  контролируют вопросы, задаваемые друг другу.

Четвертый этап - составить диалог с новым  учеником школы, попеременно выступить  в обеих ролях, в ходе беседы задать друг другу приведенные в карточке вопросы. Перед этим этапом отработать вопрос: What about you?, цель которого внести в диалог элементы творчества.   

                                          Приложение III. 

                                                                          

Информация о работе Методы и приемы обучения диалогической речи