Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:27, дипломная работа
Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. В широком смысле слова диалог понимается как «акт непосредственного общения двух людей, протекающего в форме перемежающихся, ситуативно обусловленных речевых действий (поступков); акт, возникающий по инициативе одного из говорящих в процессе его деятельности в тот момент, когда обстоятельства этой деятельности создают перед ним проблему, которую он может решить только путем вовлечения в эту деятельно
Подготовка к групповому диалогу проходит четыре фазы. Первая фаза – предельно краткая, фронтальная беседа учителя с классом. Преобладающая схема: вопрос учителя – ответ учащихся; обучение контрвопросу и встречной реплике; вопрос учителя – ответ ученика и его контрвопрос; реплика учителя – встречная реплика ученика. Вторая фаза – парные диалоги между учениками, проводится по схеме: вопрос – ответ + контрвопрос. Третья фаза – усложнение парных диалогов путем включения в них третьих и четвертых лиц; соединения двух парных диалогов между собой, вмешательство других лиц, задающих уточняющие вопросы. Четвертая фаза – групповой диалог, в котором участвует уже большая группа учащихся.
Еще одним способом повышения качества и эффективности обучения диалогической речи можно считать и ролевую игру. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик с о своими интересами и потребностями. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения. Ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.
Особое значение ролевая игра приобретает в обучении иноязычной диалогической речи именно на среднем этапе обучения, то есть у школьников подросткового возраста. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует «чувство взрослости»: подростки стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявлять инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Ее применение на данном этапе способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка и тем самым поддержанию ее на старшей ступени обучения.
В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений, вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник ). Подбор ролей для обучения диалогической речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов учебно-речевой ситуации может уменьшаться. Выделяется три уровня развернутости учебно-речевой ситуации (УРС): первый - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй – промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий – минимальный, где указывается только отношение субъекта к предмету разговора. Соответственно уровням УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.
Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль.
Овладение диалогической речью учениками осуществляется в три этапа:
1) овладение диалогическими единствами;
2) овладение микродиалогами;
3) создание диалогов в соответствии с требованиями программы.
Разумеется, на средней ступени обучения, невозможно научить учащихся всем особенностям диалогической речи. Однако беседа учащихся по возможности должна быть более жизненной и сохранять основные, присущие ей качества. Так, учащиеся должны уметь правильно начать беседу, употребив одно из наиболее употребительных приветствий. Они должны уметь задать вопрос и ответить на него как в краткой форме, так и в виде небольшого монологического высказывания. Ученики на данном этапе обучения должны уметь поддержать разговор, развить мысль собеседника и довести диалог до его логического конца.
Различные приемы формирования диалогической речи имеют положительное значение в плане подготовки учащихся умению вести свободную беседу по пройденной теме в пределах программного материала. В итоге значительно повышается эффективность урока английского языка, где все большее количество учащихся вовлекается в активную речевую деятельность на уроке и вне его, способствует развитию инициативности обучаемых, а также развитию и совершенствованию их умений. Как показывает практика, данные методы способствуют положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единиц, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи), что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики. Но самое главное, что надо учитывать при организации диалогического общения – это создание положительного эмоционального настроя к выполняемой учащимися деятельности.
Литература.
Pаботa над составлением диалога по теме “My Pen Friend”.
Первый этап – учащимся предлагается разучить короткий диалог:
Bob: Hello, Dan!
Dan: Hello, Bob!
B: What’s this in your hand?
D: This is a letter of my pen-friend from England.
B: Oh, it’s very interesting. Show me this letter. Does he often write to you?
D: Yes, he does. He often sends me pictures of London.
B: Show me this pictures, please.
D: Come to my house in the evening.
B: All right. Thank you. Good-bye.
D: Good-bye.
Второй этап – составить диалоги по аналогии с изученными.
Bob: ……………………………………
Dan: ……………………………………
B: Is this a letter from your pen-friend?
……………………………………
D: Oh, this is a letter from England.
…………………………………..
B: Does he often write to you?
…………………………………..
D: My pen-friend often writes me about his school.
…………………………………….
B: Can you give me his letters?
……………………………………..
D: With pleasure ……………………..
B: …………………………………….
Третий этап – упражнения на дополнение предложений:
а) Закончите предложения:
I can show you many pictures of London, because ……..
My pen-friend wants to know Russian, so ………………
I have a pen-friend in England, so …………….
б) Начните предложения:
………….. when you come to my house.
………….. so I can show you many pictures of London.
………….. because I have a pen-friend in England.
………….. so I often get letters from England.
Четвертый этап – задание: « Как бы вы отреагировали, если бы вам сказали, что ……….»
I get many letters from my pen-friend.
I have many pictures of London.
I know many English songs.
This letter is from my pen-friend.
Пятый этап – побеседовать в парах на тему: «Вы видите у товарища письмо. О чем вы будете разговаривать?»
Пример диалога:
Приложение II.
Пример работы с вопросно-ответной карточкой для парной работы.
A Talk With a New Pupil.
1. Good morning! 1. Good morning!
2. Are you a new pupil? 2. Yes, I am.
3. What is your name? 3. My name is …..
4. How old are you? 4. I am …….
5. Do you live in Saratov? 5. Yes, I do.
6. What street do you live in? 6. I live in …… street.
7. What form are you in? 7. I am in ….. form.
8. What is you hobby? 8. My hobby is ……
9. Do you like to play …… ? 9. I like to play …….
10. Let’s play … after classes. 10. All right!
_____________________________
What about you?
Первый этап - ответить на поставленные вопросы. Прочитать по карточке вопросы, выслушать ответы партнера, при необходимости исправляя их. Затем поменяться ролями.
Второй этап - составить рассказ о себе. Ученик рассказывает о себе товарищу, который контролирует рассказ по карточке, исправляет ошибки. Затем меняются ролями.
Третий этап - воспроизвести приведенные в карточке вопросы. Учащиеся по очереди контролируют вопросы, задаваемые друг другу.
Четвертый этап - составить диалог с новым учеником школы, попеременно выступить в обеих ролях, в ходе беседы задать друг другу приведенные в карточке вопросы. Перед этим этапом отработать вопрос: What about you?, цель которого внести в диалог элементы творчества.
Приложение III.
Информация о работе Методы и приемы обучения диалогической речи