Методика развития речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое - то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление

Файлы: 1 файл

Методика развития речи детей.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

1. Окончания  существительных множественного  числа в родительном падеже. В  младшем дошкольном возрасте  дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание-ов: «матрешков», «ботинков», «варежков», «кошков» ит.д. В старшем дошкольном возрасте такого типа ошибки сохраняются в основном лишь в некоторых словах. Приведем примеры правильных форм (слова объединены по смыслу) некоторых трудных слов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рейтуз, рукавов, чулок, шаровар, шарфов; блюдец, оладий, тефтелей, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов.

2. Образование  множественного числа существительных,  обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение  существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.

3. Употребление  несклоняемых имен существительных (перечисляются в последовательности ознакомления сними детей): пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.4. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо. Советуем обратить внимание на род следующих существительных: жираф (м),зал(м),занавес (м),калоша (ж),клавиша (ж),кофе (м),манжета (ж),мышь (ж),овощ (м),оладья (ж),помидор (м),рельс (м),сандалия (ж),туфля (ж),тюль (м).5. Ударение при склонении существительных: а)постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли; б)подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк-- волка-- волки-- волков; доска-- доски-- доску, доски-- досок-- доскам; изба-- избы, избы-- изб; кружево-- кружева, кружева-- кружев; простыня-- простыни, простыни-- простынь-- простыням; в)перенос ударения на предлог: наголову, под гору, из лесу, на ноги, напол.6. Образование сравнительной степени прилагательных: а)простым (синтетический) способом при помощи суффиксов -ее (-ей),-е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже б) при помощи других корней: хороший-- лучше, плохой-- хуже.7. Образование глагольных форм: а)спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);б)спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (ошибки детей: «едишь булку», «дадишь мне»);в)настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать.8. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь», «мене дали»).9. Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»). Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста («домы», «в носе», «ухи»), иногда они носят индивидуальный характер («А Наташа ставится настул!», «Киселю хочу»). В отдельных местностях в речи детей могут встречаться ошибки, вызванные грамматическими особенностями диалектов («за грибам», «с флажкам»). Воспитатель должен исправлять эти ошибки. Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода ребенка в школу. Эти ошибки не так заметны окружающим, ввиду того что дети пользуются преимущественно простыми нераспространенными, а также неполными предложениями, которые вполне допустимы в устной разговорной речи. Воспитатель должен быть знаком с особенностями формирования синтаксической стороны речи дошкольников, знать, какие ошибки могут допускать дети. Например, в младшем и среднем дошкольном возрасте (четвертый и пятый годы) дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы; они пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, и очень редко употребляют определения или обстоятельства. Даже к концу пятого года ребенок не использует обстоятельства причины, цели, условия. Однородными членами предложения дети начинают пользоваться постепенно, сначала однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, затем однородными определениями и обстоятельствами (У Тани в коляске лиса и заяц. Они скупался и вышел на берег. У куклы и мишки есть игрушки. У платья отделка-- белая и красная полоски. На ней намотаны белые нитки ровными рядами, машиной).

Сравнительно  легко детям дается употребление сложносочиненных предложений. Причем качество их заметно улучшается на пятом году жизни ребенка: простые предложения, входящие в состав сложносочиненных предложений, становятся более распространенными, появляются однородные члены (Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила). В сложноподчиненных предложениях дети чаще используют придаточные времени, затем-- изъяснительные и значительно реже-- определительные. К пяти годам ребенок может употреблять предложения из12-15слов, но по сравнению с младшим возрастом количество синтаксических ошибок возрастает, так как ему трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли. В старших группах у детей формируют умение противопоставлять однородные члены предложения, пользоваться противительными союзами (У меня пластмассовые пуговицы, а не деревянные. Она бросила иголку, а не воткнула-- примеры речи детей шестого года жизни). Нужно побуждать ребенка употреблять в своей речи сложные предложения с придаточными разных видов. Существуют некоторые особенности и во владении ребенком словообразованием. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем. Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строительного материала под-берез-ов-ик, ракет-чик). Ребенок прежде всего овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). На основе практического сопоставления слова с другими словами происходит выделение значения каждой его части. Процесс словообразования имеет общую со словоизменением основу-- образование динамического стереотипа. Уже в два года малыш образует «свои» слова, которые являются, по существу, искаженным воспроизведением слов, услышанных от взрослых («акини»-- картинки). В среднем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание «собственных» слов-- словотворчество: «вертоплан» (вертолет), «насупился» (наелся супа), «рогаются» (бодаются).Советские психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высок, а потребность рассказать и объяснить что-то собеседнику все растет, поэтому иногда, если недостает общепринятого слова, дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями, по аналогии: «Ты будешь принимать в игру, будешь приниматель».

Замечательная чуткость к слову и грамматической форме объясняется сложившимися у ребенка стереотипами, которые  он применяет к новым словам в  аналогичных ситуациях. Большинство слов укладывается в усвоенные модели, но иногда нужное слово в русском языке имеет словообразовательную особенность, о которой ребенок-дошкольник еще не знает. Так появляются лексические и грамматические ошибки. «Вон голубчики ходят»,- увидев голубей, говорит малыш. Свертывание явления словотворчества к концу дошкольного возраста говорит о том, что ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием. Желательны специальные упражнения в словообразовании, которые формируют чувство языка и способствуют запоминанию нормативов. Состояние грамматической стороны речи детей водной и той же группе может быть различным, оно зависит от нескольких причин:

1)общих психофизиологических  закономерностей развития ребенка  (состояние нервных процессов, развитие внимания, мышления ит.д.);

2)запаса знаний  и словаря, состояния фонематического  слуха и речедвигательного аппарата;

3)степени сложности  грамматической системы данного  языка;

4)состояния грамматической  стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, технический персонал детского сада, родственники детей), степени педагогического контроля за правильностью речи ребенка. Чем же нужно руководствоваться, определяя содержание работы по грамматике для конкретной возрастной группы? Указанные выше особенности являются типовыми для русских детей дошкольного возраста. Наиболее значимые расхождения в уровнях грамматической стороны речи детей одной группы наблюдаются в области морфологии. Поэтому воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных выше форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. Нет смысла учить детей тому, чем они уже овладели. Вначале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки.

Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения заречью детей, вопросы-задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме. Кроме того, иногда можно проводить фронтальные проверочные занятия со всей группой. Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обучения, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм. Вовремя проверочных занятий в старшей и подготовительной к школе группах можно предлагать следующие виды работы:

1)рассматривание  картинок из альбома «Говори  правильно»О.И. Соловьевой и ответы  на вопросы: кто это? Сколько их?(утенок, утята, поросята, лисята, львята);

2)игра с картинками  «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов);

3)упражнение  с картинками «Докончи предложение»: Стоит много … (кресел). На вешалке  много … (полотенец). Висят детские  … (пальто);

4)словесное упражнение  «Докончи предложение»: Лента длинная,  а скакалка еще… (длиннее). Печенье  сладкое, а мед… (слаще). Мой букет  красивый, а мамин … (красивее). Одна девочка хочет петь, и  все девочки … (хотят);

5)рассматривание  картинок: на чем играет девочка? (На пианино.) У мамы в кофейнике много … (Кофе.) Что делают эти спортсмены? (Бегут.) А этот? (Бежит.);

6)игра с игрушечным  мишкой «в поручения»: Попросите  мишку положить простыню. Мишка,  … (положи простыню). Что делает  мишка? (Кладет.) Что сделал мишка? (Положил.) Узнаем, умеет ли мишка лечь? Мишка, … (ляг!).Сможет ли мишка поехать? Мишка, … (поезжай!).

Продолжительность проверочного занятия-- 10-15мин. Подобные занятия можно проводить и  в течение года, включая в них  проверку правильности употребления других грамматических форм. Если выявленная ошибка носит индивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму. Если же ошибки типичные (при этом необязательно, чтобы их делало большинство детей), то целесообразно прибегать к специальным занятиям для исправления этих ошибок в течение года. Таким образом, конкретное содержание работы по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами русской грамматики, типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.

 

Список  литературы

Бородич А.М., «Методика развития речи детей»,М., 1981г.

Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя  русского языка // Вопросы изучения детской речи. -- М., 1961. - Ч. П. - Гл. XII. - С. 459-467.

Лямина Г. М. Особенности  грамматического строя речи у  маленьких // Дошкольное воспитание. -- 1968. -- № 8.

Негневщкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. -- М., 1981.-С. 37-55.

Программа воспитания и обучения в детском саду. -- М., 1985.

Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -- М., 1986. -- С. 93--95.

Тамбовцева А. Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском  саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -- М.,1976. -- С. 482--490.

Эльконин Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. -- М., 1974. --С. 134--158.

Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. -- М., 1966.

Информация о работе Методика развития речи детей