Методика проведения уроков с анатомо-морфологическим содержанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:15, доклад

Краткое описание

Выбор методов преподавания биологии не может быть случайным, произвольным. Он должен производиться при соблюдении двух важнейших педагогических требований: соответствовать, во-первых, учебному материалу, а во-вторых, возрастной психике детей.

Файлы: 1 файл

АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ 6

 

Вопрос 2.

Методика проведения уроков с анатомо-морфологическим  содержанием.

 

Выбор методов  преподавания биологии не может быть случайным, произвольным. Он должен производиться  при соблюдении двух важнейших педагогических требований: соответствовать, во-первых, учебному материалу, а во-вторых, возрастной психике детей.

Имеющееся в  школе оборудование также способствует внесению поправок в первоначально произведенный набор методов. Однако его ни в коем случае нельзя считать основным, решающим моментом при выборе методов. Если материал урока требует проведения его практическими или наглядными методами, а оборудование не позволяет этого сделать, то учитель заблаговременно должен принять меры к обеспечению урока надлежащими наглядными пособиями. В крайнем случае он проводит урок теми методами, какими в настоящее время позволяет оборудование, но он обязан сделать все, для того чтобы в следующей теме (а по данной теме в будущем учебном году) уроки были проведены наиболее целесообразными методами, соответствующими их содержанию.

Признание при  выборе методов решающей роли за содержанием урока сообщает перспективу работе учителя, побуждает его реорганизовывать материальную базу преподавания.

Анализируя  программу по ботанике по составу  знаний и развиваемым понятиям, можно определить примерное распределение различных методов при проведении уроков с тем или иным содержанием. В данной работе нас интересуют уроки с анатомо-морфологическим содержанием (таблица 1).

 

Таблица 1

Ведущая роль содержания уроков при выборе методов

на примере  школьного курса ботаники

Содержание

Методы

Виды

Роды

Анатомическое

Распознавание и определение натуральных объектов

Распознавание и определение препаратов под микроскопом. При отсутствии микроскопов — демонстрация таблиц

Практические методы

 

 

Практические  и наглядные методы

Морфологическое

Распознавание и определение на живом или гербарном материале

Практические  методы


 

Принцип соответствия методов содержанию общий для  всех биологических курсов, но по зоологии в отличие от ботаники в ряде случаев приходится вносить некоторые изменения.

В курсе зоологии изучаются животные — объекты подвижные, иногда неприятные для учащихся, в других случаях, например, очень привлекательные для них. В связи с этим, а также с большой трудностью добывания (особенно в таком количестве, чтобы каждый учащийся мог иметь их на руках), содержания и хранения в школе натуральных зоологических объектов, практические работы на уроках зоологии с живым и раздаточным материалом и демонстрации его, равно как и опыты, более затруднительны, чем на уроках ботаники. Натуральные объекты в курсе зоологии гораздо чаще, чем в курсе ботаники, заменяют искусственными наглядными пособиями. Этот факт приводит к тому, что учитель реже останавливает свой выбор на практических методах, чаще прибегая к наглядным и словесным.

Специфика выбора методов  проведения уроков с анатомо-морфологическим содержанием по анатомии, физиологии и гигиене человека определяется прежде всего тем, что в IX классе объектом изучения становится сам человек, а также строение и функции человеческого организма. Возраст учащихся (15-16 лет) допускает значительное усложнение видов словесных методов. На уроках уже применяются не только беседа или объяснение, но и рассказ или лекция.

Наглядные методы также приобретают определенные отличия: в демонстрации искусственные объекты доминируют над натуральными. Это объясняется многими причинами: трудностями добывания органов животных в количестве, достаточном для практических занятий, нехваткой наборов муляжей и моделей органов человека, спиртовых препаратов.

Если же наглядный материал имеется в достаточном количестве, то использование на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека влажных препаратов, муляжей, моделей, таблиц проходит гораздо успешнее при одновременном обращении в порядке сравнения к натуральным зоологическим объектам. Наглядные методы широко применяются с использованием пособий, во многом общих с зоологией. Таковы таблицы с изображением систем органов животных и человека, скелеты человека и позвоночных животных, влажные препараты.

Специфична  для данного курса часто применяемая демонстрация разборных муляжей и моделей органов. Они дают достаточно верные объемные (трехмерные) представления о системах органов и отдельных органах человека, хотя и грешат грубостью исполнения и несоответствием окраски. Таблицы в известной мере исправляют эти недостатки, но изображения на них плоскостные (двухмерные). Из этого следует, что данные наглядные пособия на уроках анатомо-морфологического содержания должны использоваться только в комплексе.

В преподавании анатомии, физиологии и гигиены человека полезна монтировка схем на доске  при помощи рисунков. Если изготовить силами учащихся рисунки тканей и  внутренних органов, то, располагая их в определенном порядке на доске (и закрепляя), можно смонтировать системы органов, ткани, составляющие тело человека. Такие схемы очень помогают учащимся для отчетливого понимания топографии систем органов и расположения отдельных органов.

Силами же учащихся можно также подготовить рисунки строения сердца или мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих для построения схемы эволюции кровеносной или нервной систем. Эти же рисунки отлично послужат при проверке усвоения знаний учащимися.

С использованием преимущественно  наглядных методов проводятся многие уроки анатомо-морфологического содержания и по общей биологии.

Демонстрации на уроках общей  биологии различны в зависимости  от их цели и задач. Например, для уроков по темам «Искусственный отбор» и «Естественный отбор» требуется прежде всего живой демонстрационный материал, а также натуральный материал, заготовленный различными способами фиксации. На уроках о палеонтологическом прошлом человека демонстрируются главным образом слепки, муляжи, таблицы, скелет человека.

На уроках по разделу «Учение  о клетке» первое место занимают демонстрации, требующие микроскопических препаратов, таблиц, схем, реже живых и фиксированных организмов, еще реже опытов.

Наглядные методы преподавания курса общей биологии отличаются характером демонстрируемых объектов. Если в VII-VIII классах демонстрируются большей частью отдельные растения и животные или их органы, то в X-XI классах демонстрации подчинены раскрытию биологических закономерностей на нескольких разнородных объектах (например, микропрепараты по клетке, результаты экспериментальной работы на школьном учебно-опытном участке, в уголке живой природы, материалы экскурсий).

На уроках общей биологии большое значение имеют биологические  таблицы и коллекции, иллюстрирующие закономерности явлений, например: модификаций, мутаций, расщепления и т.д., а не отдельно взятое растение и животное. Если по ботанике и зоологии многие пособия должны быть определенными в отношении подбора объектов, то в X-XI классах одни объекты свободно заменяются другими, так как одни и те же закономерности можно вскрыть на разных фактах. Это создает большие возможности для использования на уроках различных имеющихся в школе наглядных пособий по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека (гербарии, таблицы, скелеты, различные препараты и другое оборудование).

Практические методы на уроках общей биологии осуществляются путем проведения самостоятельных работ учащихся: изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений и живородящих рыбках, приспособленности организмов к среде. Во многих школах проводят практическую работу по изучению остатков ископаемых растений и животных, используя отпечатки и окаменелости, а также их муляжи. На уроке по теме «Наследственность и изменчивость» школьники изучают явление изменчивости на конкретных фактах. Для работы им выдается раздаточный материал: целые растения или части растений (листья, соцветия), а также животные (различные насекомые, раковины моллюсков). Учащиеся описывают объекты, их органы, измеряют, подсчитывают, устанавливают признаки сходства и различия. Результаты работы фиксируются в виде гербария, коллекций, рисунков.

В процессе преподавания биологии очень важно применять каждый метод строго на своем месте, т.е. в соответствии со спецификой содержания предмета в целом, темы, урока и даже его отдельных частей, возрастными особенностями учащихся и условиями школы. Для учителя биологии абсолютно необходимо ясно представлять себе возможность применения различных видов словесных, наглядных и практических методов, чтобы правильно выбирать и применять их.

 

Литература

  1. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. — М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
  2. Конюшко В.С. Методика обучения биологии: Учеб. пособие /

В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.Б. Чубаро. —  Мн.: Книжный Дом, 2004. — 256с.


Информация о работе Методика проведения уроков с анатомо-морфологическим содержанием