Методика преподавания черчения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

Метод проекций — тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени девятиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся почти в незнакомую им область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования предмета на несколько плоскостей. При этом учащийся, выполняя или читая любой чертеж, не может воспроизвести этот процесс реально

Файлы: 1 файл

Метод проекций.docx

— 36.56 Кб (Скачать)

       Следует учитывать и то, что при работе с литературой, учитель должен уметь выделять и обосновать основные элементы, важные при изучении предмета. Учеными-педагогами и методистами рекомендуется выделять то главное, которым ученик впоследствии будет руководствоваться при выполнении заданий. Не следует нагружать учеников излишней и сложной информацией, так как им будет очень сложно систематизировать и обработать этот материал. При излишней перегруженности материалом ученик может не понять материал или запутаться в данных.

       Одним из важнейших аспектов при подготовке к уроку является и то, что ни в коем случае не следует пользоваться одним источником, то есть одной  книгой или учебником. Учитель должен понимать, что освещенность определенной темы может быть неполной. Ученики могут интересоваться, задавать вопросы, которые выходят за рамки изучаемой темы, и учителю стоит быть готовым отвечать на такого рода вопросы.

       Курс  черчения располагает возможностями  для воспитания у учащихся глубокого  уважения к достижениям отечественной  техники, создателям различных строений, сложных сооружений, орудий труда  и т.п. Именно поэтому важное значение имеет вводный урок. Итак, при организации вводного урока на начальном этапе изучения черчения учитель должен заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшее изучение предмета. Некоторыми исследователями рекомендуется на вводном уроке уделить немного времени уделить истории предмета и его применения на протяжении развития человечества. Для этого учитель может использовать разнообразную историческую литературу, а также специализированную литературу, связанную непосредственно с методикой преподавания черчения (например, И.А. Ройтман «Методика преподавания черчения», М.: ВЛАДОС, 2000). В данной литературе собран и систематически обработан материал, который может быть интересен ученикам. Самые интересные моменты, с точки зрения учителя, следует записать в тетрадь в качестве составной части плана проведения занятия.

       Для примера, при подготовке такого урока, преподаватель может выписать следующее: когда появляются первые наскальные рисунки, как развивалась графика, когда и зачем появляются первые чертежи в мире и непосредственно в том государстве, в котором обучается ребенок. Однако не стоит слишком много внимания уделять данному аспекту, потому что время, выделенное на изучение предмета достаточно ограниченно.

       Также учитель должен выписывать наиболее базовых понятий и терминов и  непосредственно предлагать их под  диктовку ученикам. Выделение для  себя ключевых понятий и терминов и, соответственно, ознакомление с ними учеников благоприятно повлияет на знание предмета. Сами ученики не всегда в состоянии выделить самое главное, именно поэтому данное умение требуется от учителя.

       При подаче нового материала учитель  может прибегать к помощи таблиц, схем и прочих вспомогательных материалов. Прочитав определенный минимум литературы, учитель с помощью таких средств может систематизировать и упростить материал. Дав ученикам таблицы или понятные схемы, учитель способствует лучшему усвоению материала темы.

       Однако  при подаче нового материала теория обязательно может сопровождаться примерами. Например, при изучении проекции совершенно недостаточным будет просто, в теории, объяснить ученикам как спроецировать предмет на плоскость, как сохранить пропорции. Учителю в своих планах и записях следует самому разобрать несколько примеров, чтобы потом дать этот материал ученикам.

       При работе с литературой также обязательно  надо включить в список учебники, по которым обучаются ученики. Следует  просмотреть, как там описан материал, какие там примеры. В случае необходимости, учителю следует самому разработать  формулировку заданий либо предложить примеры.

       Не  следует пренебрегать и методическими  пособиями для учителей. В них  может быть указано решение какой-либо педагогической проблемы, именно в  них учитель может найти помощь в случае возникновения затруднений  при подготовке новой темы. В таких  пособиях может содержаться масса  полезного материала, интересных данных, которыми учитель может пользоваться при подготовке к уроку.

       Записи, за помощью которых учитель может  прибегнуть во время проведения урока, могут быть оформлены в любой  форме – таблицы, схемы, текст, - но они должны быть понятны самому учителю, чтобы в случае надобности, учитель  мог свободно воспользоваться ими.

       Таким образом, при работе с литературой  учитель должен использовать несколько  источников, обработать и систематизировать  материал, сделать его пригодным для понимания ученика. Производя записи или выписывая нужный материал из книг и методических пособий, учитель долен держать их в порядке, чтобы, при необходимости, их можно было свободно использовать.  

 

    1. Формирование  графических навыков  у учащихся
 

       Курс  черчения в школе направлен на формирование и развитие графической  культуры учащихся, их  мышления и  творческих качеств. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические  задачи, что целенаправленно развивает  у них техническое, логическое, абстрактное  и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются  аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого  мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

       Освоение  содержания предмета черчение создают  теоретическую и практическую базу для овладения символикой чертежей и другой технической документации.

       Развитию  графических и пространственных навыков на уроке черчения способствуют следующие задания:

  • измерение детали и выполнение чертежа, выполненного по реальной модели, изготовленной из дерева;
  • изучение всех видов сопряжений (прямой с прямой, прямой с дугой, двух дуг – внешнее касание, внутреннее касание, комбинированное касание, построение общей касательной к двум окружностям);
  • графическое оформлению чертежа (выполнение конструкторской основной надписи на чертеже, заполнение ее чертежным шрифтом, соблюдение всех типов линий, высокая точность построений и др.), поскольку графический язык занял ведущее место в представлении научно-технической информации и стал профессионально ориентированным языком в инженерной проектно-творческой деятельности, где важную роль имеет качество представления графической информации;
  • применение ортогональных и аксонометрической проекции детали;
  • выполнение чертежей в разных масштабах, задания, в которых необходимо уменьшить деталь, так как ее размеры слишком большие или, наоборот, увеличить, так как при выполнении чертежа в масштабе натуральной величины на листе ватмана останется много пустого места. Это приводит к развитию глазомера.
  • изучение тем «ступенчатые разрезы» и «ломаные разрезы», освоение которых позволяет выполнять мысленные преобразования формы и размера предмета, что расширяет возможности оперирования трехмерным (пространственным) объектом;
  • выполнение проектирования детали из набора деревянных брусков по заданному чертежу;

       Чтобы правильно построить чертеж предмета, недостаточно представить его форму, выделить конструктивные элементы и  определить соотношения между частями, необходимо также знать его размеры, и возникает необходимость деятельности измерения.

       Знание  системы мер и практика измерения  служат основой для развития действия масштабного преобразования, являющегося  важнейшей составной частью умения строить и читать чертеж. Чтобы  построить чертеж, нужно уметь  мысленно увеличивать или уменьшать  величину наблюдаемого предмета, соотнося ее с величиной рабочего поля чертежа. Нередко величина предмета не соотносится  с величиной чертежа; в результате, начав чертить, учащиеся вдруг обнаруживают, что чертеж не помещается на листе  или, наоборот, не занимает всего рабочего поля. Основа обучению действию масштабного  преобразования состоит в связи  между количественными и пространственными  представлениями, позволяющей переводить число в длину, а длину в  число. Формирование этой связи –  длительный и долгий процесс, его  начало относится к обучению рисованию, а для курса черчения важна  задача развития глазомера и операций чувственного сравнения величин.

       Один  из существенных компонентов умения измерять – операция вычленения в  предмете основных измерений (длины, высоты, ширины) и точек отсчета, по которым  оцениваются его размеры. Чтобы  правильно построить чертеж, необходимо выявить метрические отношения  между конструктивными элементами формы предмета.

       Другой  компонент умения измерять – система  навыков обращения с измерительными инструментами. На уроках черчения обычно применяются только линейка, угольники  с углами 45°, 30°, 60° и циркуль. Эти  инструменты используются для построения чертежа, когда размеры изображаемого  предмета уже известны. Для измерения  предмета необходимо воспользоваться  штангенциркулем, угломером, нутромером.

       Несомненно, один из главных результатов обучения черчению – умение строить чертеж (на основе наблюдения и измерения  изображаемого предмета). Важнейшие  компоненты этого умения:

  • система знаний о способах изображения объемных предметов на плоскости и о правилах построения чертежа;
  • система знаний об элементах чертежа;
  • система навыков работы с чертежными инструментами.

       Изображение в центральной проекции (рисунок) передает форму предмета так, как  ее видит глаз с некоторой фиксированной  точки зрения. Изображения, выполненные  в аксонометрических проекциях, близки к рисунку, но форма предмета в них несколько искажается. Чертеж предмета в ортогональных проекциях  менее нагляден, но зато более точен. Уровень подготовки, необходимой  для понимания каждого из перечисленных  способов изображения, должен быть различен. Именно поэтому изучение построения ортогональных проекций (видов, разрезов) дается в увеличенном объеме и  в индивидуальной последовательности для каждой группы учащихся, в зависимости  от уровня подготовки.

       Формирование  графических навыков у школьников имеет достаточно большое значение для дальнейшего обучения школьников в старшей школе и вузе. Данные умения и навыки учащиеся могут применять при дальнейшем изучении начертательной геометрии, а также компьютерной графики, способствуют формированию пространственного восприятия. Таким образом, формирование графических навыков на уроке черчения имеет важную роль в последующем развитии школьников. 
 
 

Информация о работе Методика преподавания черчения