Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого ра

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определению понятию «дефект развития».
Ответ: Дефект развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков
2. В чем отличие умственной отсталости от задержки психического развития у детей

Файлы: 1 файл

К.Р по 03.02. ЗПР 203гр. иванцова т.в..doc

— 96.50 Кб (Скачать)

- не вполне адекватное поведение;

- достаточно высокая сохранность интеллектуальных возможностей.

Проблеме особенностей памяти дошкольников с задержкой психического развития посвящено небольшое количество работ (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Лебединская К.С., В.Л. Подобед, М.С. Певзнер).

В конце ХХ века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР:

- памяти (Н.Г.Поддубная,1975; Н.Г.Лутонян,1977; В.Л.Подобед,1981);

- речи (В.И.Лубовский,1978; Е.С.Слепович,1978; Р.Д.Триггер,1981; Н.Ю.Борякова,1983);

- мышления (Т.В.Егорова,1975;С.А.Домишкевич,1987; И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова,1982);

- игровой деятельности (Л.В.Кузнецова,1984; Е.С.Слепович,1990);

- учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, 1975; С.Г.Шевченко,1994);

- личности (Е.Е.Дмитриева, 1990; Е.Н.Васильева, 1994; Г.Н.Ефремова, 1997).

 

 

  1. Кратко охарактеризуйте особенности учебно-познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Ответ:

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития. Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

·         уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;

·         уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;

·         речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

 

  1. Каковы основные критерии оценивания продуктивной деятельности детей с задержкой психического развития?

Ответ: С. Д. Забрамная выделяет диагностические показа тели, требующие учета при анализе результатов обследования:


  1. Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения): в случае обследования ребенка-дошкольника адекватным можно считать волнение, проходящее после установления контакта с психологом, неадекватным же являются такие проявления, как безразличие, фамильярность, гипервозбудимость.
  2. Понимание сути инструкции: ее характер (вербальная, невербальная); способность удерживать инструкцию на протяжении выполнения задания.
  3. Характер деятельности ребенка:
  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • активность ребенка и целенаправленность его действий;
  • способы деятельности (метод проб и ошибок, метод зрительного соотнесения, действия на основе представления);
  • наличие навыков самоконтроля и проявление волевых усилий;
  • использование помощи (виды и мера).
  1. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
  1. Критичность отношения к результатам своей работы.
  2. Состояние моторики.
  3. Уровень речевого развития.

Анализ данных параметров поможет специалисту понять качественное своеобразие дефекта.

Диагностический материал, предлагаемый С. Д. Забрамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 3-5 лет.

7. В чем заключается сущность игровой деятельности детей с ЗПР?

Ответ: Сущность игровой деятельности дошкольников с ЗПР заключается в предметно-действенном способе ее построения, игровое поведение недостаточно эмоционально,

часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.

Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-

практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика

реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого

компонента игры:

- Трудности на этапе возникновения  замысла, ограниченность плана –  замысла.

- Узкая вариативность при поиске  путей его реализации.

- Отсутствие потребности в совершенствовании  своих действий.

- Направленность на осуществление  каких-либо действий, а не реализацию  замысла

игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

- Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным

предметом закрепляется конкретный заместитель.

- При овладении ролью одна  роль закрепляется за ребенком  и используется им постоянно.

  1. Назовите особенности формирования трудовой и коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития.

Ответ: Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной деятельности детей и связана с их игровой деятельностью. Именно в процессе сюжетных игр формируется мотивационно–потребностная сторона деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (в случае действия с игрушками) и самообслуживания. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей. Таким образом, стимулируется личностное развитие ребенка. Лишь на этой основе формируются Я-позиция и уверенность ребенка в собственных силах и возможностях, развиваются ответственность и элементы самооценки.

Трудовое воспитание в специализированном учреждении компенсирующего вида ведется в двух основных направлениях:

§ воспитание уважения к труду взрослых и детей;

§ формирование практических трудовых навыков у детей в процессе следующих занятий:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания (первый и второй годы обучения);

б) ручной труд (третий и четвертый годы обучения);

в) хозяйственно-бытовой труд и труд на природе (третий и четвертый годы обучения).

Все указанные занятия тесно взаимосвязаны. Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.

Коммуникативные умения и навыки являются неотделимой частью этой жизни. Но у

детей с ЗПР данные умения и навыки отличаются неустойчивостью и

несформированностью. Дети с отклонением нуждаются в особом внимании и заботе,

чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходимо включать их в

различные виды деятельности, в том числе и трудовую.

Коммуникативные возможности детей с ЗПР отличаются несформированностью навыков общения и взаимоотношения. Для того чтобы помощь им была более эффективной, необходимо включать детей в различные виды деятельности, в том числе и трудовую. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта (отношения, знания, умения и т.д.). Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, пристальным вниманием педагогов, психологов и родителей к вопросу развития у детей тех или иных навыков и умений.

 

 

  1. Закончите предложение: «Основными задачами обследования детей с ЗПР с ДОУ являются:

Ответ:

· выявление качественных особенностей психического развития ребёнка; 
· выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями; 
· определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой; 
· дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития; 
· определение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения

  1. Перечислите наиболее известные и часто применяемые средства диагностики дошкольников с задержкой психического развития.

1. Сбор психологического анамнеза.

2. Психологическое обследование.

3. Интерпретация результатов.

4. Психологическое заключение.

Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:

1. Беседа или проективная методика  для установления контакта с  ребёнком,

определение зоны его информированности.

2. Исследование восприятия

3. Исследование внимания

4. Исследование зрительной памяти.

5. Исследование мышления (уровень  схематического мышления, способность  к сравнению, обобщению, классификации).

6. Исследование звуковой и смысловой  стороны речевой деятельности.

7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание

эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности,

определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

8. Общие выводы.

9. Психолого-педагогические рекомендации.

Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка.

Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессеразных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности


Информация о работе Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого ра