Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:17, контрольная работа
1. Дайте определению понятию «дефект развития».
Ответ: Дефект развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков
2. В чем отличие умственной отсталости от задержки психического развития у детей
- не вполне адекватное
- достаточно высокая сохранность интеллектуальных возможностей.
Проблеме особенностей памяти дошкольников с задержкой психического развития посвящено небольшое количество работ (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Лебединская К.С., В.Л. Подобед, М.С. Певзнер).
В конце ХХ века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР:
- памяти (Н.Г.Поддубная,1975; Н.Г.Лутонян,1977; В.Л.Подобед,1981);
- речи (В.И.Лубовский,1978; Е.С.Слепович,1978; Р.Д.Триггер,1981; Н.Ю.Борякова,1983);
- мышления (Т.В.Егорова,1975;С.А.
- игровой деятельности (Л.В.Кузнецова,1984; Е.С.Слепович,1990);
- учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, 1975; С.Г.Шевченко,1994);
- личности (Е.Е.Дмитриева, 1990; Е.Н.Васильева, 1994; Г.Н.Ефремова, 1997).
Ответ:
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.
Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития. Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:
· уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;
· уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;
· речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.
Ответ: С. Д. Забрамная выделяет диагностические показа тели, требующие учета при анализе результатов обследования:
Анализ данных параметров поможет специалисту понять качественное своеобразие дефекта.
Диагностический материал, предлагаемый С. Д. Забрамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 3-5 лет.
7. В чем заключается сущность игровой деятельности детей с ЗПР?
Ответ: Сущность игровой деятельности дошкольников с ЗПР заключается в предметно-действенном способе ее построения, игровое поведение недостаточно эмоционально,
часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.
Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-
практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика
реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.
У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого
компонента игры:
- Трудности на этапе
- Узкая вариативность при
- Отсутствие потребности в
- Направленность на
игры.
Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:
- Недостаточно используют предме
предметом закрепляется конкретный заместитель.
- При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.
Ответ: Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной деятельности детей и связана с их игровой деятельностью. Именно в процессе сюжетных игр формируется мотивационно–потребностная сторона деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (в случае действия с игрушками) и самообслуживания. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей. Таким образом, стимулируется личностное развитие ребенка. Лишь на этой основе формируются Я-позиция и уверенность ребенка в собственных силах и возможностях, развиваются ответственность и элементы самооценки.
Трудовое воспитание в специализированном учреждении компенсирующего вида ведется в двух основных направлениях:
§ воспитание уважения к труду взрослых и детей;
§ формирование практических трудовых навыков у детей в процессе следующих занятий:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания (первый и второй годы обучения);
б) ручной труд (третий и четвертый годы обучения);
в) хозяйственно-бытовой труд и труд на природе (третий и четвертый годы обучения).
Все указанные занятия тесно взаимосвязаны. Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.
Коммуникативные умения и навыки являются неотделимой частью этой жизни. Но у
детей с ЗПР данные умения и навыки отличаются неустойчивостью и
несформированностью. Дети с отклонением нуждаются в особом внимании и заботе,
чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходимо включать их в
различные виды деятельности, в том числе и трудовую.
Коммуникативные возможности детей с ЗПР отличаются несформированностью навыков общения и взаимоотношения. Для того чтобы помощь им была более эффективной, необходимо включать детей в различные виды деятельности, в том числе и трудовую. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта (отношения, знания, умения и т.д.). Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, пристальным вниманием педагогов, психологов и родителей к вопросу развития у детей тех или иных навыков и умений.
Ответ:
· выявление качественных особенностей
психического развития ребёнка;
· выявление "уровня обученности",
т.е. степени овладения знаниями, умениями
и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
· определение характера динамики развития
и особенностей обучаемости при овладении
программой;
· дифференциация сходных состояний на
основе длительного психолого-педагогического
наблюдения и изучения динамики развития;
· определение параметров школьной зрелости
и выбор оптимальной формы школьного обучения
1. Сбор психологического
2. Психологическое обследование.
3. Интерпретация результатов.
4. Психологическое заключение.
Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:
1. Беседа или проективная
определение зоны его информированности.
2. Исследование восприятия
3. Исследование внимания
4. Исследование зрительной
5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).
6. Исследование звуковой и
7. Исследование особенностей
эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности,
определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.
8. Общие выводы.
9. Психолого-педагогические
Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка.
Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессеразных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности