Маркетинг в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:38, лекция

Краткое описание

Чтобы осмыслить сущность маркетинга в сфере образования и увидеть, как она проявляется на рынке образовательных услуг (далее сокращенно - ОУ), необходимо проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов. Это прежде всего субъекты маркетинговых отношений и функции этих субъектов на рынке, сфера действия и объекты маркетинга ОУ, его целевая ориентация и проблемное содержание. Их последовательное рассмотрение позволит нам в конечном счете подойти к определению маркетинга в сфере образования, к предмету этой научно-прикладной и учебной дисциплины.

Файлы: 1 файл

Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

макро- и микроэкономический анализ - для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей образовательного учреждения и его партнеров;

социология - для выявления и  анализ позиций конкретных потребительских  групп и общественных слоев (контактных аудиторий) по интересующим вопросам;

психология и психофизиология - в тех же целях, а также для  апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие образовательного учреждения субъектами рынка, на принятие ими решений в пользу выбора данного учреждения и его ОУ;

математика - для обслуживания процессов  достижения указанных целей;

теория управления - для осуществления  процессов планирования и прогнозирования, контроля, регулирования, стимулирования маркетинговой работы и всей деятельности образовательного учреждения, а также  поведения взаимодействующих с ним субъектов рынка.

В маркетинге применяются также  конкретные методы и группы методов  генерирования новых идей (в отношении  объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации  цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.

Большая часть перечисленных методов - это методы, используемые непосредственно  в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть (от одной трети до половины) всей маркетинговой деятельности и ее бюджета. Тем важнее правильно спланировать их.

Схема маркетингового исследования включает следующие основные этапы:

 Выявление проблем и формулирование  целей исследования. Выделяются: поисковые цели - помогающие выявить и конкретизировать проблему, выработать гипотезу или варианты решения проблемы; описательные цели - предполагающие уяснение и оценку ситуации, отдельных маркетинговых факторов и их комплексов; экспериментальные цели, предусматривающие проверку гипотез, предложенных вариантов решения проблем.

 Отбор источников информации, включая: вторичные данные (уже  существующая информация, собранная  другими исследователями и/или  для других целей), с указанием  источников и способов получения информации; первичные данные (информация, специально собираемая для данной цели), с указанием ареала, способов и субъектов сбора информации.

 Сбор информации из определенных  ранее источников, включая проведение  социологических, лабораторных и рыночных экспериментов.

 Анализ собранной информации: выявление средних значений интересующих  переменных, распределения частотности  событий; определение коэффициентов  корреляции факторов, событий; определение  динамики и тенденций изменения  интересующих факторов и т.д.

 Представление полученных результатов  в виде аналитических обзоров,  таблиц, графиков, прогнозов, моделей  принятия решений, рекомендаций и т.п.

Разнообразие перечисленных методов  и наук, причастных к маркетингу, способно удручить непрофессионалов; однако для образовательных учреждений высшего и дополнительного образования здесь нет особых проблем: почти все соответствующие учебные дисциплины присутствуют в учебном плане и предполагают кадровое обеспечение.


Информация о работе Маркетинг в образовании