Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:58, реферат
Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. Поверхностное изучение самого понятия манипуляция дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психологии. Согласно “Словарю иностранных слов” МАНИПУЛЯЦИЯ (фр.manipulation - лат.manipulatio -manipulus горсть.) В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса. В процессе общения мы, так или иначе, воздействуем друг на друга, используя «простые» методы: уговариваем, приукрашиваем, скрываем, обманываем и т.д.
Что такое манипуляция сознанием?
Когда
уважающий себя человек слышит о
манипуляции сознанием, он думает, что
его-то уж не провести. Он - индивидуум,
свободный атом человечества. Как
на него повлиять? Атом-то атом, но и атом
расщепить оказалось возможно, хотя само
слово «атом» означает неделимый . Ограничим
предмет нашего разговора, идя от общего
к частному. Во всех представлениях о мире,
начиная с самых архаических мифов, присутствует
акт Сотворения. Боги превращают Хаос
в Космос - упорядоченное целое, все частицы
которого связаны невидимыми нитями, струнами.
Человек, проникнутый космическим чувством,
ощущает единство Бытия, а себя считает
обитателем огромного и прекрасного дома.
Научная революция, Коперник, Галилей
и Ньютон разрушили представление о мире
как гармоничном Космосе, «открыли» пространство
и «выпрямили» время. Но идея взаимовлияния
вещей сохранилась - уже в виде механистического
детерминизма. Все в мире сцеплено, но
теперь не чудесными струнами, а как шестеренки
в часах - законом всемирного тяготения.
Земля программирует поведение брошенного
камня. «Бог не играет в кости!» - вот кредо
механики, даже в самых последних ее версиях.
Эта вера в то, что влияние одного тела
на поведение другого совершенно точно
и однозначно, доходила до крайности. Лаплас
утверждал, что если бы ему сообщили координаты
и импульс (массу, направление и скорость
движения) всех частиц во Вселенной, он
мог бы рассчитать состояние мира (всех
его частиц) в любой момент в прошлом и
будущем. Сейчас мы во многом преодолели
такой «крутой» детерминизм, признаем,
что мир сложнее, чем механическая машина.
В обыденной, спокойной жизни мы на взаимовлияние
вещей в мире не обращаем внимания. Нам
и в голову не приходит задуматься о том,
что было бы, если бы не было, например,
трения. Если бы гвоздь не мог держаться
в дереве, а гайку нельзя было бы затянуть
на болте. Нас не удивляет, что куча гладкого,
текучего зерна, полежав немного, схватывается
в очень плотное целое. Да что зерно, даже
песчинки, совершенно твердые и гладкие,
сцепляются в куче так, что по ней можно
ходить. Но потопчись на этом песке, разрушь
слабое взаимодействие песчинок, и песок
становится зыбким, как вода, в нем можно
утонуть. Наше внимание привлекают не
состояния покоя, не торчащий в доске гвоздь
и не мирная гора песка, а ситуации слома
стабильной системы, смены («перестройки»)
ее структуры - ситуации катастроф. Нас
поражает, что маленький, даже по капельке,
ручеек может размыть огромную плотину.
И этого ручейка нельзя допускать ни в
коем случае, ибо он «запускает» цепной,
самоускоряющийся процесс. Сдвинув одну
песчинку, капля немного расширяет поток
воды. В нашу культуру вошла голландская
притча о маленьком мальчике, который
увидел, как через плотину сочится вода,
и заткнул дырочку пальцем. Изнемогая,
он простоял на своем посту, пока его не
нашли взрослые. Когда мы познакомились
с атомной энергией, людей поразило это
страшное проявление порогового эффекта.
Вот, лежит совершенно инертный кусок
урана. Добавь к нему микроскопическую
частичку, в идеале - один протон - и происходит
ядерный взрыв. Возникла критическая масса,
в которой взаимодействие частиц переступило
через порог, за которым - цепная реакция
деления ядер. Я помню, как много людей
размышляло и говорило об этом в 1945 году,
когда американцы взорвали атомные бомбы
в Японии и в газетах напечатали популярное
объяснение физики атомного взрыва. Пожалуй,
еще удивительнее пороговые эффекты при
неядерных взрывах, которые происходят
в результате химических реакций и накопления
тепла. В порту Гамбурга на причале взорвалась
куча азотных удобрений, обычно совершенно
невзрывоопасных. Только потому, что куча
была слишком большой - накопление в ней
свободных радикалов превысило критическую
величину и начались процессы, которых
никто не ожидал. Приступая к исследованию
разветвленных цепных реакций, Н.Н.Семенов
проделал удивительные эксперименты,
в которые долго было невозможно поверить.
Он обнаружил, что пары фосфора воспламеняются
в присутствии кислорода в узком диапазоне
давления. И вот, в стеклянном баллоне,
содержащем смесь паров фосфора с кислородом,
происходила вспышка, когда он открывал
кран, впуская в баллон инертный газ аргон.
Газ, которым можно тушить пожары! И наоборот,
горение моментально прекращалось, когда
в баллон с пылающим газом вводили чистый
кислород! Даже системы неживой природы,
образуют такие сложные комбинации и обнаруживают
такое удивительное и сложное поведение,
что почти всерьез начинаешь принимать
метафоры. Кажется, что они обладают памятью
и мышлением. Вот облака плывут, а то и
несутся по небу, долгое время сохраняя
свою причудливую форму - четкую, порой
точеную. Почему тот длинный, похожий на
шею лебедя выступ не распадается, не рассасывается
даже на ветру? Ведь это всего-навсего
туман из мельчайших капелек воды. Почему
так устойчив баланс их взаимного притяжения
и отталкивания? Почему тонкий хобот смерча
бродит по полю, а потом по деревне, как
будто ищет чью-то избу, с которой ему надо
сорвать крышу? Ведь он не распадается,
не разваливается на беспорядочные порывы
ветра, даже натолкнувшись на большое
препятствие. Вот, разметал кучу досок,
кажется, все, разрушился. Нет, смотришь,
через десяток метров восстановил свое
строение, закрутил с той же скоростью,
побрел дальше. А ведь в этих неорганических
системах взаимодействие сводится всего
лишь к переносу массы и энергии. Воспринимать
и перерабатывать информацию они, в строгом
смысле слова, не могут. Когда же мы переходим
в царство живой природы, мы видим такую
изощренность и сложность во взаимодействии
«соучастников», что только привычка и
спасительная нелюбознательность позволяет
нам жить и заниматься своими делами. Иначе
бы мы только созерцали и размышляли. Даже
знакомство с самым элементарным актом
записи, хранения и считывания генетической
информации пробуждает религиозное чувство.
Как могло это чудо возникнуть из каких-то
случайных скоплений азотистых веществ,
какой-то слизи, методом проб и перебора?
Разве могло для создания этого механизма
через простую эволюцию хватить времени
у Вселенной? Как обеспечивается невероятная
устойчивость «поведения» живого организма
в выполнении записанной в его генах программы?
Меня в молодости поразил, наверное, мелкий
с точки зрения специалиста факт. Я работал
на Кубе, в тропиках. Время там, как будто,
не двигается. Каждый день - то же солнце,
та же жара, буйная растительность. И вдруг
в конце сентября, чуть ли не в один день,
часть деревьев - те, чьи предки когда-то
столетия назад были завезены сюда из
Европы - начали желтеть и сбрасывать листья.
Почему? Зачем? Кто и как подал им сигнал?
Ведь ничего не изменилось в окружающей
их среде. Организм дерева подчиняется
программе, записанной в молекуле РНК,
и какому-то «биологическому будильнику»,
который с абсолютной точностью тикает
тысячи лет. Посмотрите, как подсолнечник,
не имея «органов движения», с точностью
до минуты поворачивает свою головку за
солнцем. Его «органы чувств» точно улавливают
угол, под которым на растение падает свет,
а «органы управления» дают очень точные
команды клеткам. Многие, наверное, видели
учебный фильм «Лейкоциты». Задача этих
«белых кровяных шариков» - бросаться
в то место, где нарушена целостность кровеносных
сосудов и в организм проникают чужеродные
тела. Лейкоциты их атакуют, обволакивают,
гибнут и своими «телами» закрывают пробоину.
Они улавливают присутствие в крови посторонних
веществ в совершенно ничтожных количествах
и устремляются по направлению возрастания
их концентрации. Так они находят их источник.
Они быстро двигаются даже против тока
крови. А ведь это - всего-навсего одна
клетка, без носа, без мозга и без ног. Но
в фильме, снятом под сильным микроскопом,
мы видим их как полчища странных и очень
энергичных разумных существ. В одной
сцене фильма сосуд с физиологическим
раствором (слабый раствор соли) разделен
фарфоровой перегородкой. Под ней в растворе
лейкоциты, а наверх в уголок осторожно
вносят каплю с чужеродным белком. И вот
лейкоциты внизу, «почуяв» противника,
начинают метаться, потом ориентируются,
отыскивают поры в фарфоровой пластинке
и начинают в них протискиваться. Наверху
они вылезают из этих цилиндрических пор,
как человек из канализационного колодца,
почти «опираясь руками», и плывут уже
прямо к капле белка. Сложная и неуклонно
выполняемая программа поведения. Вот
вирус, пограничное между жизнью и неживой
природой образование. Он показывает возможности
нарушения чужой программы. Вирус приспособился
эксплуатировать определенный вид живых
клеток, «умеет» их находить, цепляться
к их оболочке. Прицепившись, он проталкивает
в клетку всего одну молекулу - РНК, в которой
записаны команды по «производству» вирусов.
И в клетке возникает тайное, теневое правительство,
которое подчиняет своей воле всю жизнедеятельность
огромной системы (клетка по сравнению
с вирусом - это целая страна). Все ресурсы
клетки направлены теперь на выполнение
команд, записанных во внедренной в нее
матрице. Сложные производственные системы
клетки переналаживаются на выпуск сердечников
вируса и на то, чтобы одеть их в белковую
оболочку, после чего истощенная клетка
погибает. Это - исходный, фундаментальный
вариант взаимодействия, при котором один
участник жизненной драмы заставляет
других действовать в его интересах и
по его программе так, что это не распознается
жертвами и не вызывает у них сопротивления.
Мы имеем случай манипуляции, проделанной
путем подмены документа, в котором записана
вся производственная программа. Вообще
же нет числа способам повлиять на поведение
членов экологического сообщества, окружающих
живое образование. Растение обрамляет
свои тычинки и пестик роскошной привлекательной
декорацией - цветком, выделяющим к тому
же ароматный нектар. Насекомые устремляются
на запах и цвет, платя за нектар работой
по опылению. Богомол притворился сухим
листиком, не отличишь. Он создал невинный
и скромный ложный образ, успокаивающий
жертву. Пчела-разведчица, найдя заросли
медоносов, летит в улей и исполняет перед
товарищами танец, точно указывая направление
на цель и расстояние до нее. Каракатица,
став жертвой нападения страшного для
нее хищника, выпускает чернильную жидкость,
а затем вырывает и выбрасывает в темное
облачко свои внутренности. Они там заманчиво
шевелятся, и простодушный хищник рад:
попалась, голубушка! И пока он рыщет в
чернильной мути, циничная каракатица,
принеся в жертву часть ради целого, уползает
отращивать новые внутренности. Иногда
сигналы, посылаемые в окружающую среду,
«перехватываются» хищником или паразитом
и становятся губительными для их отправителя.
Грибок стрига наносит огромный урон урожаям
пшеницы в Азии и Африке. Его споры, дремлющие
в земле, оживают лишь на четвертый день
после того, как пшеничное зерно после
посева пустит корень - на свежем ростке
корня паразитирует гриб. Как же определяет
грибок момент своей активизации и нападения?
Сигналом служит одно из веществ, выделяемых
корнем (его недавно выделили из засеянной
земли, очистили, изучили строение и назвали
стригол ). Достаточно попадания в спору
грибка всего одной молекулы стригола,
чтобы были запущены бурные процессы жизнедеятельности.
На беду себе семя пшеницы «утечкой информации»
программирует поведение своего паразита.
В других случаях, наоборот, паразит своей
«химической информацией» (какими-то выделениями)
программирует поведение эксплуатируемых
им существ. Иногда эффективность этого
программирования бывает так высока, что
впору говорить о гипнотическом воздействии.
Это особенно поражает, когда по программе
действуют большие массы организмов, например,
у «социальных», живущих большими колониями
насекомых. Так, например, устроились в
муравейниках крошечные жучки - жуки Ломехуза
. Своими манерами и движениями жучки Ломехуза
очень напоминают муравьев и хорошо владеют
их языком жестов. Солидарные и трудолюбивые
муравьи по первой же просьбе дают корм
собрату. Муравей выражает эту просьбу,
определенным образом постукивая товарища.
Жучки «освоили» эти жесты и легко выманивают
пищу. Но они прожорливы, и обязывают целые
отряды муравьев переключиться на их кормежку.
На теле у жучков есть пучки золотистых
волосков, на которых скапливаются выделения.
Рабочие муравьи слизывают эти выделения
и утрачивают всякий здравый смысл . Они
начинают выкармливать жучков и их личинок
с таким рвением, что оставляют без корма
и собратьев, и даже собственные личинки.
Возлюбив пришельцев, сами они впадают
в полное уничижение, вплоть до того что
скармливают жучкам муравьиные яйца, оставаясь
без потомства. А если муравейнику грозит
опасность, они спасают личинок жука, бросая
своих. Ясно, что своими наркотическими
выделениями жучки Ломехуза посылают
муравьям сигнал, блокирующий важную программу
поведения, заложенную в организме муравья.
Ту программу, которая в норме побуждает
муравья совершать действия, направленные
на жизнеобеспечение муравейника и продолжение
рода. И, видимо, переданная жучками информация
не только блокирует «нормальную» программу,
но перекодирует ее, активизируя те действия
муравьев, которые выгодны паразиту. Причем
так, что муравьи просто счастливы выполнять
эти действия. Почему же эпизоду из жизни
насекомых уделяет место остро политическая
газета «Дуэль»? Почему в свое время большой
интерес вызвало открытие стригола и описание
взаимоотношений стриги и пшеничного
зерна? Потому, что мы узнаем ситуации,
которые переживали в нашей, человеческой
жизни. А порой не только переживали, но
и чувствовали себя жертвой. То есть, взаимодействие
в мире низших форм жизни, а то и в неживой
природе, служит нам аналогией, упрощенной
моделью того, что происходит в человеческом
обществе. Как отметил К.Маркс, «намеки
на высшее у низших видов животных могут
быть поняты только в том случае, если
это высшее уже известно». Замечая сложные
(и даже специально усложненные) отношения
людей, мы отыскиваем наглядные и «прозрачные»
аналогии в природе и наблюдаем за ними
с лупой или микроскопом. Так мы упрощаем,
«раздеваем» наши сложные проблемы и в
простых аналогиях и моделях находим для
них слова, понятия и образы - инструменты
мышления и объяснения. Но главный-то наш
интерес - человек.
Заключение
Я
узнала, что такое манипуляция. Существует
много видов манипуляции, и иногда
мы даже не замечаем, как не подсознательно
пользуемся ей. Говорят манипуляция –
это плохо. Но иногда она нужна, и без нее
не обойтись в не которых ситуациях. Узнала
три способы нейтрализации манипуляций.
И считаю, что их нужно знать, чтобы не
оказаться под влиянием манипулятора.
И в конце узнала, какими бывают эго –
состояния. Как должен вести себя взрослый
человек и как должен вести себя ребенок
и родитель. Но бывает у людей все наоборот,
что взрослый ведет себя как ребенок, а
ребенок пытается вести себя как взрослый.
На самом деле манипуляции очень даже
интересны и я считаю, что их должны изучать
все.
Список литературы
1. Устинов, Д. Манипуляции в общении. / Д. Устинов. Москва, 1998 г.
2. Кара - Мурза, С.Г. Манипуляции сознанием. / С.Г. Кара Мурза. Новосибирск, 2001 г.
3. Хамидова, В.Р. Манипуляция подсознанием. / В.Р. Хамидова. Санкт – Петербург, 2003 г.
4. Хенрик, Ф. Искусство манипуляции. / Ф. Хенрик. США, 2004 г.