Мальчики и девочки - два разных мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:55, реферат

Краткое описание

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг.

Файлы: 1 файл

Мальчики и девочки.docx

— 18.06 Кб (Скачать)

Мальчики  и девочки - два  разных мира

Все дети развиваются  по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков  и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что  у них по-разному организованы психические процессы, по-разному  функционирует мозг.

Девочки рождаются  более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

Мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются  осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она  беременна. Статистика показывает, что  среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков  случаются почти в 2 раза чаще, чем  у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких чаще ругают, реже берут  на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают  о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый…).

Физиологическая сторона  восприятия тоже несколько различается  у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у  мальчиков в среднем выше, чем  у девочек, но девочки более чувствительны  к шуму. В первых-вторых классах  у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются  на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются  на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все  предоставленное им пространство. Это  не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они  осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения  в урок – период врабатываемости  – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия  быстро набирают оптимальный уровень  работоспособности. Мальчики же раскачиваются  долго и на учителя смотрят  редко.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они  сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они  оттесняют мальчиков физически  и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, их мышление более однотипно.

Среди мальчиков  больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно  мыслят, но их внутренний мир часто  скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.

А каковы особенности  эмоциональной сферы мальчиков  и девочек?

Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик  детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Сравнив характеристики, которые давали одному и тому же ребенку родители (почти исключительно  мамы, а не  папы)  и воспитатели (тоже женщины) -  расхождения были весьма значительными и разными  для мальчиков и девочек.

Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время при  оценках эмоциональнос­ти девочек характеристики и мам, и воспитателей совпа­дают. Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обрат­ные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявля­ют, что их сыну такое качество не свойственно.

Значит, родители склонны  несколько завышать эмоци­ональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители обычно хуже по­нимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые мы обычно связываем с понятиями «быстрый» или «медлительный» ре­бенок,  по-разному оценивают родители и воспитатели. Если в отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей чаще излишне медлительны, хотя воспи­татели считают их быстрыми. Правда, иногда, наоборот — именно воспитатели жалуются на медлительность мальчи­ков, а их родители считают, что их сыновья очень подвиж­ны и быстры. То есть и здесь разногласия касаются почти исключительно мальчиков.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной  сферы мальчиков. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют  на эмоциональный фактор, а у девочек  в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая  активность, повышается эмоциональный  тонус коры мозга, чтобы в любую  секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма  на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются  на продуктивную деятельность. Когда мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам, то надо помнить, что он уже дал пик эмоциональной активности, но он в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспо­соблен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сде­лайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты пло­хой»,— то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентиро­ван. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень кон­кретно — чем же вы недовольны. 

Мальчика  и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному  смотрят и видят, слушают и  слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся  понять и принять наших мальчишек  и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

Информация о работе Мальчики и девочки - два разных мира