Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:08, доклад
Мальчики и девочки отличаются друг от друга с момента зачатия, и не только анатомически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность.
1. Различия и особенноcти
2. Особенности развития, воспитания и образования
3. Мир игр и игрушек
4. Выбор профессионального пути
5. Источники
Мальчики и девочки - два разных мира
Содержание:
1. Различия и особенноcти
2. Особенности развития, воспитания и образования
3. Мир игр и игрушек
4. Выбор профессионального пути
5. Источники
Различия и особенности
Мальчики и девочки отличаются друг от друга с момента зачатия, и не только анатомически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. А разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики, с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек.
Очередность и скорость созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». У мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. Это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки. Среди левшей больше мужчин, чем женщин.
Различия в результатах исследований учёных разных стран помогают понять своеобразие полов. Наиболее изученное явление в области половых различий – речевые способности. Множество результатов свидетельствуют об отсутствии половых различий по речевым способностям: по голосовой активности младенцев, способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, пониманию грамматики, чтению, лингвистическим способностям, словесным ассоциациям, вербальному интеллекту. Причём эти результаты прослеживаются во многих возрастных группах. То есть, речь играет важнейшую и равную роль в жизни и деятельности обоих полов.
Тем не менее, огромное количество других данных свидетельствует о наличии различий в пользу мужчин или в пользу женщин. И это – переменные факторы, к которым можно отнести социально-психологические условия развития.
Так, установлено, что в ходе игры мальчики-дошкольники больше разговаривают со сверстниками своего пола, причём часто эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно общаются с матерью, чаще требуют от неё информации или оценки и больше общаются как с взрослыми, так и со сверстниками. Причём для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками своего и другого пола.
Особенности развития, воспитания и образования
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.
Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.
Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны. Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.
Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление материала – их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий. Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.
Особености мальчиков:
Было замечено, что мальчики более подвижны. В отличие от девочки, мальчика больше привлекает динамика, чем статика. Они одинаково сильно любят наблюдать за активной деятельностью и участвовать в ней.
Мальчиков больше больше привлекают движущиеся механические предметы, чем живые объект
Их моторные навыки имеют некоторые особенности. В первую очередь развивается способность держать баланс тела, бегать и прыгать. А вот мелкие моторные движения – манипуляции с карандашом и некрупными предметами даются им не очень хорошо. Именно поэтому в большинстве случаев мальчики уступают девочкам в успеваемости в школе.
Мальчики намного эмоциональнее, чем можно предположить. Кроме того, у них обычно уходит больше времени, чтобы успокоиться.
Относительное бесстрашие – еще одна особенность. Мальчики, как правило, не сразу демонстрируют испуг, в отличие от девочек, и вообще, пугаются намного реже. Они реже реагируют на громкие звуки и другие раздражители. Также мальчики не очень хорошо умеют считывать невербальную информацию. Например, выражение недовольства на лице матери не остановит мальчика от намеченного действия.
Мальчики более склонны к агрессии. Они достаточно импульсивны. Риск доставляет им больше удовольствия, чем девочкам, а это значит, за ними нужно пристальнее наблюдать, когда они играют. Тем не менее, очень важно чтобы ребенок выражал эти наклонности в игре и, бесспорно, лучше, если мальчишки будут делать это под наблюдением родителей и воспитателей.
Что касается физического развития, между стадиями активного роста в младенчестве и подростковом возрасте, мальчики развиваются почти теми же темпами, что и девочки. Но когда они начинают созревать, организм мальчика намного запаздывает. Через два года после того, как девочки начинают активно расти, мальчики догоняют, и очень скоро перегоняют их в росте.
Особенности девочек:
Особенности развития, воспитания и образования
При обучении полезно учитывать следующие особенности подростков:
Мальчики
У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.
С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.
Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.
Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.
Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.
Девочки
У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.
Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.
В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.
У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.
Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.
Особое внимание следует уделять общению педагогов с детьми. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей к подопечным ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я-ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков. Важно взаимодействие девочек и мальчиков. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До двух лет они еще малозаметны, но уже к трем годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола.
Мир игр и игрушек
Игры у девочек чаще рассчитаны на близкое зрение. Им достаточно маленького уголка, где они раскладывают свои "богатства". Девочки меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше прямым назначением. Объединяются для игры на основе интереса друг к другу. Сюжеты игр сосредоточены вокруг семейно-бытовой тематики, стабильны и однообразны. Ролевое взаимодействие в игре более длительное, меняются ролями, договариваются. Игрушки – атрибуты взрослого мира. Охотно осваивают в игре различные социальные роли.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом всё предоставленное пространство. Для полноценного психического развития мальчиков нужно большее пространство, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды. Любят игры, требующие проявления силы, воли, отражающие профессиональные мужские роли (солдат, летчик), сложные по конструкции игрушки, соревновательные игры. Травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Объединение с партнерами по игре у мальчиков происходит на основе интереса к содержанию игры. Конфликты, возникающие в игре, решают с помощью силы. В игре с трудом уступают, не любят меняться ролями.
Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.
Выбор профессионального пути
Дифференцированная по полу социализация в какой-то степени ограничивает профессиональный выбор мальчиков и девочек, выстраивая дополнительные (субъективные) барьеры на пути их профессионального развития во взрослом возрасте. Традиционный вариант гендерной социализации может приводить к конфликту нереализованных желаний. Такой внутриличностный гендерный конфликт разворачивается в ситуации столкновения нормативных предписаний в отношении традиционного мужского и женского поведения и индивидуальных потребностей личности в реализации не полоспецифичных интересов и желаний.
В обществе все еще довольно устойчивы стереотипы о том, для женщин главными социальными ролями являются не профессиональные, а семейные роли (мать, хозяйка). Считается, что удел женщин – это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда, а инструментальная сфера – это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.
Издавна сложилось, что профессии для женского пола связаны с уходом и опёкой, с воспитанием и обучением: эту работу чаще выполняют женщины. Профессии, связанные с серьёзными физическими нагрузками и требующими большой физической силы чаще выбирают мужчины. Трудно представить себе женщину-шахтёра. Так же трудно представить себе мужчину — воспитателя в детском саду.
Источники:
http://www.childpsy.ru/lib/
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. "Мальчики и девочки - два разных мира"
http://www.voppsy.ru/issues/
http://www.kto-kem.ru/info/
http://www.kto-kem.ru/info/
http://www.psyparents.ru/