Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:53, реферат
Лесгафт прославил свое имя как ученый и воспитатель свободной творческой деятельности. В 1871 г. начал читать лекции по анатомии и физическому образованию. В 1877 г. организовал двух годичные учебно-гимнастические курсы. В 1882 г. открыл двух годичные "курсы воспитательниц и руководительниц физического образования". В эти годы им разработаны методика обучения, порядок врачебного осмотра и проведение антропометрических измерений, была создана русская научная система физического воспитания и подготовки учителей гимнастики.
ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Теория.и методика основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
Тема:
«Лесгафт П.Ф. и его вклад в систему физического воспитания в России»
Ф.И.О.студента Шахбазова Н.А.
2014г
«Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других; только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведёт к бесконечному совершенствованию человеческой личности».
П.Ф. Лесгафт
Биография П.Ф. Лесгафта
Выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Создатель научной системы физического воспитания и подготовки физкультурных педагогических кадров в России, создатель и руководитель крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивный общественный деятель.
Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.
Возможно, что свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, поскольку она являлась «повивальной бабкой» и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи рожавшим женщинам. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища — Анненшуле.
Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П.А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.
Лесгафт прославил свое имя как ученый и воспитатель свободной творческой деятельности. В 1871 г. начал читать лекции по анатомии и физическому образованию. В 1877 г. организовал двух годичные учебно-гимнастические курсы. В 1882 г. открыл двух годичные "курсы воспитательниц и руководительниц физического образования". В эти годы им разработаны методика обучения, порядок врачебного осмотра и проведение антропометрических измерений, была создана русская научная система физического воспитания и подготовки учителей гимнастики. [6, с. 55-57].
Написан труд "Приготовление учителей гимнастики в Германии, Швейцарии, Италии и Австрии" (1877-1880), "Школьные типы", "Семейное воспитание ребенка и его значение", "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста".
Оборудована Биологическая лаборатория, ставшая базой для работы высшего учебного заведения по физическому воспитанию. Возглавил "Общество содействия физическому развитию". В 1896 г. получил разрешение на открытие "Временных курсов для подготовки руководительниц физического воспитания и игр".
С 1897 г. временные курсы стали называться Курсами Лесгафта. Авторитет Лесгафта позволил привлечь на курсы прекрасных педагогов того времени, прогрессивных деятелей науки, практиков по физическим упражнениям и отдельным видам спорта. Это было одно из учебных заведений, сразу завоевавшее признание мировой общественности. В 1906 г. преобразовал Курсы в Вольную высшую школу, практически ставшую первым общественным университетом России. Вольная высшая школа и действовавший при ней рабочий факультет были последним деянием Петра Францевича Лесгафта в развитии народного образования в России. "Не рецепты даю я вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего, сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и родине, достойных интеллигентных работников русского общества" - говорил он. [3, с. 42].
П.Ф. Лесгафт был по достоинству оценен современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий ум. Его имя с достоинством носит одно из известнейших высших учебных заведений России - Санкт-Петербургская Государственная академия Физической культуры.
Вклад в систему физического воспитания в России
В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек» [4, с. 25].
В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» [2, с. 15].
Так же, как и И.М. Сеченов, он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Используя при этом термин «образование», Лесгафт понимал его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у него – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.
Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». [5, с. 22-23]
Говоря о единстве духовного и физического развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по настоящее время. Интересна его характеристика шести типов представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении подростков руководителями самодеятельных занятий [1, с. 15].
С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в рассматриваемой работе он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорно-двигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.
Впервые в России он научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. [4,с. 58-59]
Литература:
Информация о работе Лесгафт П.Ф. и его вклад в систему физического воспитания в России