Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:17, курс лекций
Педагогика как отрасль возникла в древнее время в недрах философии. Первое упоминание о педагогике относится к 4 в. До н.э.
«Педагогика»: «пейдо» - дитя, «аго» - вести (детовождение). Первоначально педагогом называли раба, который вел ребенка своего хозяина в школу/ из школы. Отделение педагогики от философии произошло в конце 15 – нач. 16 в. н. э. Статус педагогики как науки закрепил чешский педагог Ян Амос Коменский.
Сегодня педагогика представляет собой науку о законах воспитания, обучения и образования детей и взрослых. Выделение ее в науку происходило по мере определения ее предмета и основных категорий.
-Центром педагогического
воздействия является
В учебных заведениях
учителя, педагоги должны создавать
свободную атмосферу для
Неотомизм – философско – религиозная концепция, получившая свое название по имени средневекового богослова Тамы (Фомы) Аквинского. Неотомисты – Каннингам, Моритен – утверждали, что высшей ценностью мира является религия. Она определяет человеческое бытие и его воспитание. Мир – творение божественного разума, и наукой он не познаваем. Познать его можно на путях приближения к богу. В области образования нудно формировать истинное образование, которое приобщает молодежь к культуре, основанной на религиозных ценностях и воспитывающей у нее веру в бога.
В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать друг с другом, дополнять друг друга, при этом науке должны быть отданы все явления, существующие в плотном физическом мире, а религии – духовные идеи, идущие от бога.
Педагогика неотомизма обусловлена двойственной природой человека, т.е он одновременно является личностью и индивидом. Как индивид, он обладает плотным физическим телом и подчиняется законам этого плотного физического мира. Как личность, он подчиняется только богу и возвышается над этим физическим миром.
Цели воспитания определяет не наука, а религия, положив в основу духовное начало.
Религия основное внимание уделяет формированию общечеловеческих добродетелей. Религия выводит их христианск. Нравственных и религиозных положений о терпимости, смирении и не противлении богу. Религия определяет цели воспитания – ближайшую и дальнюю. Ближайшая – самосовершенствование в земных условиях. Дальняя – забота о спасении души.
Религия должна быть положена в основании всех учебных программ.
Бихевиоризм – психолого – педагогическая концепция технократич. воспитания, т.е воспитания, опирающегося на новейшие достижения науки о человеке и использующие современные методы исследования запросов, интересов воспитуемых и факторов, детерминирующих (определяющих) поведение человека – ввел вклад в науку о человеке положением по зависимости поведения от стимула раздражителя, и выразил эту зависимость в виде формулы: S-R
10 марта
Последователи – Скиннер, Пресси, Толмен – дополнили эту формулу новым положением о подкреплении: S – R – P
Поведение человека – управляемый процесс. Оно зависит от правильно подобранного стимула и требует положительного подкрепления.
Скиннер добился
больших результатов в
Необихевиористы считают, что главное в этой формуле – действие. Необихевиористы считают, что в учебном заведении нужно создавать напряженную умственную обстановку, управляемую с помощью рациональных алгоритмов(для формирования рационального мышления).
-Оказать помощь учащимся в совершенствовании индивидуальной деятельности
-Целью воспитания в школе/ВУЗах является формирование качеств индустриальн.человека( коммуникабельность, активность, организованность, предприимчивость)
-В учебно –
воспитательном процессе
Педагогическая система Джона Локка
Является автором элитарной домашней системы воспитания. Бойль – дружба с Локком. Будут приняты в члены британской академии наук.
Локк создал компромиссную систему воспитания. Целью воспитания он считал подготовку джентльмена – делового человека. Второстепенная цель воспитания – приучение детей трудящихся масс к набожности, смирению и послушанию.
1 цель – «Мысли о воспитании»
2 цель – статьи о рабочих школах
Еще раньше в философской работе «Опыты о человеческом разумении» он отстаивает учение сенсуализма о происхождении знаний из чувственного опыта. И подчеркивает, что человеческая душа подобна чистой доске )никаких знаний человек не имеет. Все,что он имеет – благодаря воспитанию и наследственности). Он раскрывает следующую воспитательную систему:
- Методы убеждения
- Среда
- Поощрение и порицание
3. Воспитание благоразумия (научить срывать маски с людей и тд)
4. Умственное воспитание
17 марта
Задачи:
А)Показать жизненную пользу знаний
Б)Ознакомить воспитанника с различными отраслями знаний
В)Вырабатывать умение самостоятельно добывать знания, когда в этом возникает необходимость
Программа умственного
воспитания: чтение, письмо, математика,
астрономия, история,география,…плавание,
5. Трудовое воспитание
Столярное дело, плотницкое дело, сельско – хозяйственное дело, гравирование, лако – красочное дело.
Его рекомендации воспитателям:
-Нельзя идти на
поводу у ребенка, но нельзя
и не удовлетворять его
-Не воспитывать
правилами, а воспитывать
-Учитывать, на
какой возрастной ступени
-Вести наблюдения за ребенком
Смотреть, в какую сторону он уклоняется в своем развитии.
«О воспитании разума» - умение делать выводы и тд.
24 марта
Педагогическая система Ж. Руссо
В основе мировоззрения Руссо был положен принцип «естественности»:
В основе воспитания должен быть положен принцип следования указаниям природы, и к ребенку Руссо подходил как к природному совершенству, и воспитание должно следовать за развитием, не мешать ему. В соответствии с этим принципом каждой возрастной ступени должен соответствовать и соб. Формы, методы его обучения и воспитания. В основе воспитания должно быть положено трудовое начало, которое развивает в ребенке инициативу и самодеятельность.
Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать развитие физических сил ребенка и органов чувств. Воспитание молодого человека должно осуществляться вдали от цивилизации на лоне природы.
В противовес феодальной системе воспитания, которая была направлена на подготовку военного, дипломата, он противопоставлял свою систему воспитания, в основу которой положил величайшее внимание к личности воспитанника.
В соответствии с принципом природосообразности Руссо разработал след. возрастную периодизацию:
1 ступень: от рождения
до 2х лет. Развитие физических
сил и органов чувств. Под руководством
гувернера, домашнего
2 ступень: от 2х до 12 лет. Развитие внешних чувств. На этой ступени еще не нужно нравственное воспитание.
3 ступень: от 12 до 16 лет. Трудовое и умственное воспитание. В основе умственного воспитания должен был положен принцип интереса
4 ступень: от 16 до 24 л. Ступень нравственного и полового воспитания.
Возвращение в общество, в городскую жизнь. В основу нравственного воспитания положено 3 задачи:
Руссо считал, что 3 фактора оказывают влияние на развитие человека:
Методы воспитания:
5ая часть книги посвящена женскому воспитанию. В основе женского воспитания – принцип естественности, в зависимости от своего повелителя. Она должна быть воспитана для исполнения его воли. Не нужно умственное образование. Должна исповедовать религию, которую исповедует ее муж.
31 марта.
Л. Н. Толстой – мыслитель и новатор. Его педагогические взгляды тесно переплетаются с философскими воззрениями.
Педагогическая деятельность охватывает 3 периода:
В основу обучения положен
принцип интереса. В старших
классах Толстой вел
Пед. деятельность Толстого
связана с исследованием
Л.Н. Толстой высказал
мысль о необходимости
7 апреля. Воспитание как педагогическое явление.
Воспитание –
не односторонний, а двусторонний процесс,
в котором, с одной стороны, есть
планирование, управление, педагогическое
воздействие, организация, а с другой
– собственное отношение