Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях спе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:40, статья

Краткое описание

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специального ДОУ является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но и должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и бучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

Коррекционная работа по формированию связной речи

у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специального ДОУ

 

В настоящее время накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи старшим дошкольникам с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях специального ДОУ. В коррекционной работе с такими детьми  формирование связной речи превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у старших дошкольников с ЗПР.

Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение. Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского были представлены первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционно–развивающей работы с ними.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостаточности целенаправленной деятельнoсти на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, и др. ЗПР может быть обусловлена и функциональной незрелостью ЦНС.

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специального ДОУ. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи. Наряду с этими особенностями Е.С. Слепович выделяет ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.

Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством рoдного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего [2; с. 21].

Таким образом, связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности.

Коррекционная работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ЗПР должна основываться на следующих принципах:

  1. Одним их исходных принципов коррекционной работы в ДОУ специального вида является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикoй развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
  2. Коррекционное воздействие должно учитывать выявленные специфические особенности высших психических функций старших дошкольников с ЗПР. На начальных этапах обучения необходимо использовать более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление; на последующих этапах обучения – более сложные мыслительные операции (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно-образное, так и на словесно-логическое мышление. Это дает детям сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и в целом абстрагировать семантические и формально-языковые признаки речевых единиц.
  3. Решение коррекционных задач должно осуществляться на основе выявления имеющихся у старших дошкольников с ЗПР трудностей, а также положения о том, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет в след за ним.
  4. Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития данной функции, то есть того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. В соответствие с этим, в ходе коррекционной работы необходимо использовать задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей с задержкой психического развития, способствующих переводу того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуальных.
  5. Коррекционная работа должна проводиться с учетом тех разделов программы дошкольного обучения и воспитания, которые способствуют полноценному овладению речью.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специального ДОУ является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети  должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но и должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и бучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционной работе основное внимание уделяется: фoрмированию монологической речи, обучению детей составления предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.

Конкретная целевая установка занятия – очень важный момент, так как именно от цели занятия будет зависеть структура.

Занятия проводятся с подгруппой 5-6 детей с использованием раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Необходимую помощь следует оказывать, своевременно избирая меру помощи для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности характера, внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная переключаемость), скорость усвоения нового материала и т.д.

Основными приемами развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являются:

  1. Рассказ по демонстрируемым действиям – этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
  2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа – в этом виде перессказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками).
  3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом.
  4. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога может помочь детям обеспечить последовательность этапов изложения. Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию связной речи детей с ЗПР. Целенаправленная коррекционная работа по обучению составления рассказа по сюжетной картине предусматривает: постепенное усложнений заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей; отведение важной роли речевому образцу педагога; широкое использование игровых форм занятий.

В тоже время методика обучения рассказыванию по картинам строится с учетом особенностей детей с ЗПР.

Это отражается в проведении подготовительной работы, в отборе и последовательности использования картинного материала, в структуре и приемах специальной коррекционной работы.

Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включают ряд общих элементов. Проводится подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме), разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.

Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для старших дошкольников, особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

Однако, научные исследования и практика показывают, что в условиях аномального развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, обеспечение условий для формирования предметной и игровой деятельность, а позднее – предпосылок к овладению учебной деятельностью. Все это позволит проводить качественную и результативную коррекционную работу по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специального ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова  // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004. – № 1. – С. 10.
  2. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г.И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. – № 4. – С. 21.
  3. Кондратьева С.Ю. Комплексные игровые занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 40
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые подходы и приемы / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2003. – С. 48.
  5. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – С.  64.

 


Информация о работе Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях спе