Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:01, контрольная работа
Вопросы:
1. Возникновение и развитие пед. профессии. Коллективный и творческий характер пед. деятельности.
2. Структура пед. деятельности. Профессиограмма личности учителя. Требования к учителю современной школы.
3. Профес.-пед. культура учителя. Различные подходы к определению сущности и содержания профес.-пед. культуры.
4. Характеристика основных компонентов профес.-пед. культуры. Основные пути формирования профес. -пед. культуры.
Возникновение
и развитие пед. профессии. Коллективный
и творческий характер пед. деятельности.
Еще в древности
дети, с ранних лет включаясь
в трудовую деятельность, усваивали
знания о способах деятельности
(охота, собирательство и др.) и
овладевали различными
2.
Структура пед. деятельности. Профессиограмма
личности учителя. Требования к учителю
современной школы.
Пед. деятельность предст. собой особый вид соц. деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению опред. соц. ролей в обществе. Применительно к пед. деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относит. самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н. В. Кузьмина выделила в структуре пед. деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструкт. деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция уч. материала, планирование и построение пед. процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий уч-ся) и конструктивно-материальную (проектирование уч.-материальной базы пед. процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение уч-ся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникат. деятельность направлена на установление пед. целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности, представляет организат. компонент пед. деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Конструкт. компонент пед. деятельности м.б. представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. Одним из важнейших требований, которые предъявляет пед. профессия, является четкость соц. и профес. позиций ее представителей. Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоц.-оценочных отношений к миру, пед. действительности и пед. деятельности в частности, кот. явл. источником его активности. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профес. готовность к пед. деят-ти. В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также пед. воображение и способность к распределению внимания. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности.
3. Профес.-пед. культура
учителя. Различные подходы к определению
сущности и содержания профес.-пед. культуры.
Профес. культура есть
определенная степень овладения членами
профес. группы приемами и способами решения
спец. профес. задач. Профес.-пед. культура
учителя выступает частью пед. культуры
как общественного явления. Носителями
пед. культуры являются люди, занимающиеся
пед. практикой как на профес., так и непрофес.
уровнях. Носителями же профессионально-пед.
культуры являются люди, призванные осуществлять
пед. труд, составляющими которого являются
пед. деятельность, пед. общение и личность
как субъект деятельности и общения на
профессиональном уровне. Связь общей
и профес. культуры, ее специфические особенности:
-профес.-пед. культура — это универсальная
хар-ка пед. реальности, проявляющаяся
в разных формах существования;-профес.-пед.
культура предст. собой интериоризированную
общую культуру и выполняет функцию специфического
проектирования общей культуры в сферу
пед. деятельности; -профес.-пед. культура
— это системное образование, включающее
в себя ряд структурно-функциональных
компонентов, имеющее собственную организацию;
-единицей анализа профес.-пед. культуры
выступает творческая по своей природе
пед. деятельность; -особенности реализации
и формирования профес.-пед. культуры учителя
обусловливаются индивидуально-творческими,
психофизиологическими и возрастными
хар-ками, сложившимся социально-пед. опытом
личности. Компонентами профес.-пед. культуры
являются аксиологический, технологический
и личностно-творческий.
Аксиологический компонент
образован совокупностью пед. ценностей,
созданных человечеством и своеобразно
включенных в целостный пед. процесс на
современном этапе развития образования.
Технологический компонент включ. в себя
способы и приемы пед. деятельности учителя.
Пед. деятельность по своей природе технологична.
Личностно-творческий компонент раскрывает
механизм овладения ею и ее воплощения
как творческого акта. Процесс присвоения
учителем выработанных пед.ценностей
происходит на личностно-творческом уровне.
Профессионально-пед.
культура предстает в качестве всеобщей
характеристики разнообразных видов деятельности
учителя и пед. общения, раскрывая и обеспечивая
развитие потребностей, интересов, ценностных
ориентации, способностей личности относительно
пед. деятельности и пед. общения.
4. Характеристика
основных компонентов профес.-
1. Аксиологический компонент. В процессе подготовки и осуществления пед. деят-ти учитель овладевает пед. ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации пед. ценностей является показателем личностно-профес. развитости учителя, его пед. культуры как степени реализации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее). Субъективное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих культурно-пед. ценностей определяется богатством его личности, направленностью профес. деят-ти, профес.-пед. самосознанием, личной пед. системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. Степень присвоения личностью пед. ценностей зависит от состояния пед. сознания, так как факт установления ценности той или иной пед. идеи, пед. явления происходит в процессе оценки ее личностью. Образы индивид. пед. сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профес. группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте пед. деятельности, обо всем том, что обеспечивает пед. компетентность и целесообразность деятельности педагога. Профес.-пед. сознание учителя выполняет сложную регулятивную функцию. Пед. ценности имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный, профессионально-групповой, социально-педагогический. 2. Технологический компонент . В пед. технологии можно выделить (в ее структуре) такой элемент, как технология пед.деятельности, фиксирующий совокупность приемов и способов целостного осуществления пед. процесса. Введение в научный оборот понятия «технология пед. деятельности» предполагает построение такой модели, кот. основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения пед. деятельности как процесса решения многообразных пед.задач, являющихся по своей сути задачами социального управления. Технология пед. деятельности предст. собой реализацию приемов и способов управления образоват. процессом в школе. Пед. задача должна отвечать ряду требований, для реализации которых и осуществляются пед. действия как способы решения пед. задач. 3.Личностно-творческий компонент. Творческий хар-р пед. деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деят-ти педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех псих. сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Пед. творчество — это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
5. Характеристика
системы образования в России.
Закон РФ об образовании.
Школа как социальный
институт отражает состояние и тенденции
развития общества и влияет на него.
Система образования должна быть
приведена в соответствие с потребностями
развития России на рубеже веков. Успех
преобразований в России во многом обязан
с обеспечением перехода от индустриального
к постиндустриальному информационному
обществу. Обновление общеобразовательной
школы становится необходимым для достижения
нового качества общего среднего образования.
Детерминанты перехода
на 12-летнее общее образование:
- сохранение здоровья
детей (снижение ежедневной
- повышение качества
общего образования;
- конкурентоспособность
отечественного образования;
- влияние демографических
и соц.-экономич. факторов;
- преемственность
уровней образования.
Структура 12-летней
школы. В основе лежит периодизация
развития личности. В дошкольный период
реб. овладевает речью и коммуникативными
навыками, игровой и продуктивной деятельностью.
1 ступень — начальное общее образование
(обязательное), 1-4 классы. 2 ступень — основное
общее образование (обязательное), 5-10 классы.
3 ступень — среднее (полное) общее образование
(общедоступное), 11-12 классы. Здесь обучение
на основе профильной дифференциации,
в том числе через индивидуальные образовательные
программы. Профильный характер старшей
ступени реализуется на основе гос. образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования
путем формирования индивидуальных образовательных
программ.
Таким образом, пед. функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.
6. Образовательный пр