Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

1 ВОПРОС Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского считается «Великая дидактика».
2 ВОПРОС Коменский создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
...
5 ВОПРОС Гениальность К.Д.Ушинского в том, что поднятые им вопросы обучения, воспитания, развития личности продолжают сохранять свое актуальнейшее звучание и значение и сегодня.

Файлы: 1 файл

1_VOPROS_1.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

1 ВОПРОС,

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского считается  «Великая дидактика». Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о  пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.

В данном вступлении автор  определяет дидактику как универсальное  искусство всех учить всему. Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. 

Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук". [5, с. 476]

Главные идеи дидактики Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения.

По мнению Коменского, имеются  три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). Коменский оценивал роль воспитания очень высоко.

Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ. Коменский определял природосообразное воспитание, как «ненасильственную» педагогику естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет.

Коменский, исходя из природы  человека, делит жизнь подрастающего  поколения на четыре возрастных периода: по 6 лет каждый: детство - от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 до 12 лет, юность – о6т 12 до 18 лет, возмужалость - от 18 до 24 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для детей до 6 лет включительно онпредлагает материнскую школу, дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества - школа родного языка; Для юношей -латинская школа, илигимназия. Для возмужалых молодых людей - академия. В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен объять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

По словам Коменского, не каждый склонен и способен одолеть  весь путь к пансофии, тем более  что академия предполагает специализацию  в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени - тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного  языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразности развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественным и  необходимым, считает Коменский, в  латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», истории естествознания, истории изобретений, истории морали, истории религиозных обрядов у разных народов, всеобщей истории.

Принцип природосообразности  направлен на то, чтобы сделать  процесс обучения более жизненным  и естественным, легким и плодотворным.

2 ВОПРОС,

Коменский создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость..

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Как  мы видели, его приглашали для улучшения  школьного дела в разные страны (Англию, Швецию, Венгрию и др.). Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII и XVIII веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение более 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области  дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации  учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются  в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский по моему мнению сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время после него Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два — два с половиной столетия спустя.

Педагогическая теория Коменского является большим вкладом в мировую  культуру.

3 ВОПРОС,

прошло моного лет с  тех пор, как были сказаны эти слова, а проблема успешного воспитания остается актуальной. В воспитании одним из важнейших факторов является личность самого воспитателя. Прав был К. Д. Ушинский, когда утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Уҹителя, воспитателя ҹасто сравнивают со скульптором. Но ҹеловеҹеское дитя не глина, из которой можно вылепить все ҹто угодно, и даже не мрамор, противопоставляющий усилиям мастера неподатливость камня. Педагога можно скорее сравнить со скульптором по дереву, вроде Эрьзи, осуществляющим свой творҹеский замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности. Увидеть в суҹковатой ветке голову старика или бегущего оленя и своим усилием реализовать этот образ -  вот задаҹа мастера. Такова же и задаҹа воспитателя, требующая не только настойҹивости, но и душевной широты. Задаҹа уҹителя увидеть даже в самом маленьком ҹеловеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому уҹенику.

Именно поэтому  педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий  призвание, призыв. Ведь Искусству воспитания нельзя науҹиться по уҹебнику или свести его к какой-то сумме правил. Здесь важна ҹуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять неҹто новое и непривыҹное, увидеть другого как себя и себя как другого.

 

4 ВОПРОС

В одной из наиболее известных его статей - "О народности в общественном воспитании" (1875 г.) - едва ли не впервые в России рассматривались различные аспекты национальных особенностей воспитания и давалось четкое мировоззренческое обоснование позиции автора.

Концепция национального воспитания, предложенная К.Д.Ушинским, базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Эта система основывалась на формировании такого идеала человека, каким он представлялся в каждой стране. 

К.Д. Ушинский пишет: «Основания воспитания и цель его, а следовательно, и  главное его направление различны у каждого народа и определяются национальным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому»

Что касается России, то, по мнению К.Д. Ушинского, она так и не приобрела  своей особенной системы воспитания, ограничиваясь подражанием чуждым системам и поэтому оставаясь необразованной. Ведущее место в образовании Ушинский отводит национальному языку.

 

Воспитание  Ушинский рассматривал как общественное явление, "создание истории". В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. 

Ушинский доказал, что система  воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и  укрепляет в детях ценнейшие  психологические черты и моральные  качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление  воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке.

По мнению Ушинского, родной язык "является величайшим народным наставником, учившим  народ тогда, когда не было еще  ни книг, ни школ", и продолжающим учить его и тогда, когда появилась  цивилизация.

Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять "предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты".

В развитии речи детей дошкольного  и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские  народные сказки, подчеркивая, что в  силу особенностей развития своего воображения  дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений.

Из всего произнесенного несложно заключить, что принцип люд-ности  Ушинского содержит следующие элементы:

1. Воспитание обязано быть народным. Это до этого всего зна-чит, что оно через обширно развернутую школьную сеть обязано обхватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обя-зательного обучения и сформировывать эти поколения в духе эконо-мических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания обязан ведать, руково-дить сам люд.

2. Воспитание обязано давать  детям реальное образование и  совместно с тем развивать  их умственные способности с  тем, что-бы эти знания были соединены с жизнью и ориентированы на общена-родное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как факто-ра и как одного из главных принципов воспитания.

3. Центральное место в формировании  человека обязан за-нимать родной  язык как язык обучения и  как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание обязано быть проникнуто  целью формирова-ния высокоморального  человека, человека, для которого  труд является делом чести  и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча-стье, за его прогресс.

5. даме обязано быть обеспечено  воспитание и образование вровень  с мужчиной, так как «мужчина  и дама - лич-ности равноправные, равно самостоятельные и равно ответствен-ные», - писал Ушинский.

6. Всякое заимствование и внедрение  в практику воспитания чуждых  для народа иноземных систем  и опыта без критической переработки  в согласовании с духом идеи  народности - недопу-стимо 

 

Для воплощения принципа народности в деле воспитания Ушинский считал нужным, чтоб: 1) в базу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу-чения детей в системе остальных факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала даме получение образования на-равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в согласовании с интересами на-рода [3, стр. 138-139].

5 ВОПРОС

Гениальность К.Д.Ушинского в  том, что поднятые им вопросы обучения, воспитания, развития личности продолжают сохранять свое актуальнейшее звучание и значение и сегодня. 

Столь же актуальна ныне и идея Ушинского о народности воспитания. Нынешняя образовательная  политика все далее и далее  отдаляет народ от подлинного образования. Вместе с тем она пытается выстроить отечественную образовательную систему по «заморским» образцам. Между тем еще полтора века назад Ушинский предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Заимствуя безоглядно чужие идеи, писал он, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не живое, оживляющее содержание». 
 
        Создавая русскую народную школу он убеждал власть, что «устройство хороших народных школ есть самая выгодная, самая прочная и основная финансовая операция, потому что хорошая народная школа открывает самые источники народного богатства. Она увеличивает умственный и нравственный капитал народа, именно тот капитал, без которого все прочие капиталы остаются мертвыми».


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"