Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:30, доклад
Среди форм преподавания биологии выделяют:
•Урок
•Внеурочная работа
•Внеклассная работа
•Домашнее задание
•Экскурсия
•Летнее задание
Классификация уроков.
Среди форм преподавания биологии выделяют:
Урок – это основная форма преподавания, на уроке решаются задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.
Вводный Раскрывающий содержание темы Обобщающий
Контрольноучетный
Данная классификация делит уроки по дидактическим целям. Они имеют разную структуру, должны соответствовать специфике преподоваемого предмета, могут включать лабораторные и практические работы.
Подготовка учителя к уроку.
Складывается из подбора материала, выбора методов, определение структуры урока, подготовки наглядных пособий и составления плана или конспекта урока.
1. Продумывание название урока.
2. Обработка научной литературы, критическое осмысливание учебника, строгий отбор материала.
3. Выделение главных
и сапутствующих вопросов, продумывание
логики изложения,
Иногда урок может проходить не только по тексту учебника, если материал урока может содержать более интересную информацию. По возможности при объяснении использовать местный материал ( краеведческая направленность, опираться на личный жизненный опыт учащихся. Связь теории с практикой.
При подготовки к уроку необходимо учитывать что возможны отклонения от написанного плана , т. е. план урока может быть гибким.
Демонстрацию опытов, лабораторного оборудования, наглядного материала- должно готовиться и проверяться заранее.
На уроке необходимо сочетание различных методов.
Учитывая возрастную психологию необходимо применять частую смену деятельности учащихся, чередовать: слушать, говорить, писать, рисовать, смотреть, некоторые применяют гимнастику.
Важно придумывать самостоятельную работу учащихся. Эффективное усвоение знаний происходит если на уроке присутствует обратная связь. Видна не только деятельность учителя, но и деятельность учащихся. Необходимо решение методических задач по активизации познавательной деятельности учащихся.
Структура урока.
Структура урока и его план зависят от содержания и методов. План урока должен четко отражать основные части урока, его содержание методы и необходимые пособия. Формулирование цели урока может быть в начале изучения раздела или темы. План также должен отрожать четкое распределение времени.
Ход урока.
1. Повторение материала: дидактические карточки, устные ответы, работа с таблицей, прослушивание дополнительного материала, подведение итогов по экскурсии или внеурочной работы, тестирование, проверочные и срезовые работы, словарные работы.
2. Изучение нового материала: Рассказ, беседа, кинофильм, демонстрация опытов и наглядных пособий, работа с таблицей, составление схем и таблиц на доске, зарисовка объекта, работа с учебником, доклады, дополнительный материал, лабораторная работа (в традиционной и не традиционной форме).
3. Закрепление: формулирование выводов, составление логической цепочки, устные ответы, составление схем и таблиц, работа с учебником с целью сделать выводы, обобщить, словарная работа, взаимопроверка тетрадей, составление вопросов.
4. Домашнее задание: так как предмет устный, домашнее задание дается в виде изучения параграфа и вопросов в конце, выполнение заданий параграфа, письменные задания даются в крайней необходимости, поиск дополнительного материала, просмотр фильмов, информации из СМИ, отчеты по экскурсии, кроссворды, рефераты в отдельных случаях.
Классификация уроков по основной дидактической цели.
Урок является сложным педагогическим процессом, как и другие сложные процессы уроки могут быть разделены по типам, по различным признакам. Одной из наиболее распространенных в педагогической практике является классификация уроков по основной дидактической цели.
Классификация уроков по основной дидактической цели, наиболее удобна для практического применения. В соответствии с дидактическими целями строится структура урока, в нее вкладывается три признака:
1. Состав (из каких элементов или этапов состоит урок).
2.Последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие).
3. Связь (как они взаимосвязаны).
Характер элементов структуры определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует решать на уроках данного типа. По преобладающему на уроке источнику знаний, или характеру учебно-познавательной деятельности или методу познания. Среди типов уроков выделяют их виды:
1. Лабораторный урок.
2. Кино или теле урок.
3. Урок- лекция.
4. Урок- семинар.
5. Проблемный урок.
Одни и те же виды уроков могут встречаться в уроках разных типов: тип урока - вводный, может быть реализован через такие типы как: урок- лекция, проблемный урок, телеурок, лабораторный урок.
Вводные уроки могут быть введение в курс.
Пр.: 1- урок по ботанике, введение в раздел, введение в тему.
Дидактической целью такого урока является определение плана изучение темы, выполнение лабораторных и практических, определение понятий которые могут изучаться, распределение внеурочной работы, определение самостоятельной деятельности, знакомство с дидактическими средствами, лабораторным оборудованием.
Развивающие и воспитательные задачи ставятся как на любом другом уроке. Характерной особенностью является максимальное использование наглядностей. Если вводный урок к курсу, значит обязательно глубокое знакомство с новым учебником. Здесь же выявляются имеющиеся у учащихся знания, то есть личный жизненный опыт – связь теории с практикой. На вводном уроке формируются внутри предметные связи (понятия изучаемые в прошлом курсе), меж предметные связи (понятия встречаемые в других школьных курсах). Обнаружение внутри и меж предметных связей позволяет установить мативацию учащихся для дальнейшего изучения предмета. На вводном уроке целесообразно использовать материал для повышения познавательной активности.