Классификация уроков биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:30, доклад

Краткое описание

Среди форм преподавания биологии выделяют:
•Урок
•Внеурочная работа
•Внеклассная работа
•Домашнее задание
•Экскурсия
•Летнее задание

Файлы: 1 файл

методика.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Классификация уроков.

 

Среди форм преподавания биологии выделяют:

  • Урок
  • Внеурочная работа
  • Внеклассная работа
  • Домашнее задание
  • Экскурсия
  • Летнее задание

 

         Урок – это основная форма преподавания,  на уроке решаются задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.

                                       

                                        Урок



Вводный            Раскрывающий содержание темы            Обобщающий

                                      

                                  Контрольноучетный

 

       Данная классификация делит уроки по дидактическим целям. Они имеют разную структуру, должны соответствовать специфике преподоваемого предмета,  могут включать лабораторные и практические работы.

     

       Подготовка  учителя к уроку.

Складывается из подбора  материала, выбора методов, определение структуры урока, подготовки наглядных пособий и составления плана или конспекта урока.

1. Продумывание  название  урока.

2. Обработка научной  литературы, критическое осмысливание  учебника, строгий отбор материала.

3. Выделение главных  и сапутствующих вопросов, продумывание  логики изложения, воспитательную  работу, выделение понятий вводных и раскрываемых на уроке; выделение трудных мест для изучения.

 

       Иногда урок может проходить не только по тексту учебника,  если материал урока может содержать более интересную информацию. По возможности при объяснении использовать местный материал ( краеведческая направленность, опираться на личный жизненный опыт учащихся. Связь теории с практикой.

      При подготовки к уроку необходимо учитывать что возможны отклонения от написанного плана , т. е. план урока может быть гибким.

Демонстрацию опытов, лабораторного  оборудования, наглядного материала- должно готовиться и проверяться заранее.

На уроке необходимо сочетание различных  методов.

 

     Учитывая возрастную психологию необходимо применять частую смену деятельности учащихся, чередовать: слушать, говорить, писать, рисовать, смотреть, некоторые применяют гимнастику.

Важно придумывать самостоятельную  работу учащихся. Эффективное усвоение знаний происходит если на уроке присутствует обратная связь. Видна не только деятельность учителя, но и деятельность учащихся. Необходимо решение методических задач по активизации познавательной деятельности учащихся.

Структура урока.

           Структура урока и его план зависят от содержания и методов. План урока должен четко отражать основные части урока, его содержание методы и необходимые пособия. Формулирование цели урока может быть в начале изучения раздела или темы. План также должен отрожать четкое распределение времени.

 

      Ход урока.

1. Повторение материала: дидактические карточки, устные ответы, работа с таблицей, прослушивание дополнительного материала, подведение итогов по экскурсии или внеурочной работы, тестирование, проверочные и срезовые работы, словарные работы.

2. Изучение нового материала: Рассказ, беседа, кинофильм,  демонстрация опытов и наглядных пособий,  работа с таблицей,  составление схем и таблиц на доске, зарисовка объекта,  работа с учебником, доклады, дополнительный материал, лабораторная работа (в традиционной и не традиционной форме).

3. Закрепление: формулирование выводов, составление логической цепочки, устные ответы,  составление схем и таблиц, работа с учебником с целью сделать выводы, обобщить, словарная работа, взаимопроверка тетрадей, составление вопросов.

4. Домашнее  задание: так как предмет устный, домашнее задание дается в виде изучения параграфа и вопросов в конце, выполнение заданий параграфа, письменные задания даются в крайней необходимости, поиск дополнительного материала, просмотр фильмов, информации из СМИ, отчеты по экскурсии, кроссворды,  рефераты в отдельных случаях.

 

 

Классификация уроков по основной дидактической цели.

       Урок является сложным педагогическим процессом, как и другие сложные процессы уроки могут быть разделены по типам, по различным признакам. Одной из наиболее распространенных в педагогической практике является классификация уроков по основной дидактической цели.

  • Вводный.
  • Раскрывающий содержание темы.
  • Обобщающий.
  • Контроля и проверки знаний.
  • Комбинированный.

       Классификация уроков по основной дидактической цели, наиболее удобна для практического применения. В соответствии с дидактическими целями строится структура урока, в нее вкладывается три признака:

1. Состав (из каких элементов  или этапов состоит урок).

2.Последовательность (в какой последовательности  эти элементы включаются в занятие).

3. Связь (как они взаимосвязаны).

 

        Характер элементов структуры определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует решать на уроках данного типа. По преобладающему на уроке  источнику знаний, или характеру учебно-познавательной деятельности или методу познания. Среди типов уроков выделяют их виды:

 

1. Лабораторный урок.

2. Кино или теле урок.

3. Урок- лекция.

4. Урок- семинар.

5. Проблемный урок.

 

        Одни и те же виды уроков могут встречаться в уроках разных типов: тип урока - вводный, может быть реализован через такие типы как: урок- лекция, проблемный урок, телеурок, лабораторный урок.

 

        Вводные уроки могут быть введение в курс.

Пр.: 1- урок по ботанике, введение в  раздел, введение в тему.

Дидактической целью такого урока  является определение плана изучение темы, выполнение лабораторных и практических, определение понятий которые  могут изучаться, распределение  внеурочной работы,  определение  самостоятельной деятельности, знакомство с дидактическими средствами, лабораторным оборудованием.

        Развивающие и воспитательные задачи ставятся как на любом другом уроке. Характерной особенностью является максимальное использование наглядностей. Если вводный урок к курсу, значит обязательно  глубокое знакомство с новым учебником. Здесь же выявляются имеющиеся у учащихся знания, то есть личный жизненный опыт – связь теории с практикой. На вводном уроке формируются внутри предметные связи (понятия изучаемые в прошлом курсе), меж предметные связи (понятия встречаемые в других школьных курсах). Обнаружение внутри и меж предметных связей позволяет установить  мативацию учащихся для дальнейшего изучения предмета. На вводном уроке целесообразно использовать материал для повышения познавательной активности.

 


Информация о работе Классификация уроков биологии