Классификация методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:10, реферат

Краткое описание

В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер, существуют не по одному, а в паре (М.И.Махмутов). Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------ 3
Классификация методов обучения ------------------------ 5
Выбор методов ------------------------------------------------ 13
Список литературы ------------------------------------------ 14

Файлы: 1 файл

Реферат педагогика.docx

— 36.49 Кб (Скачать)

 Основанием такой типологии  методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до более сложных. Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, — может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”.

 

8.  Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов

Б.Т. Лихачев называет ряд  классификаций как бы составляющих классификацию. За ее основу он берет следующие:

- Классификация по соответствию  методов обучения логике общественно-исторического  развития.

- Классификация по соответствию  методов обучения специфике изучаемого  материала и форм мышления.

- Классификация методов   обучения  по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.

- Классификация методов   обучения  по  их соответствию возрастным особенностям детей.

- Классификация методов  обучения по способам передачи и получения информации.

- Классификация методов  обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения.

- Классификация методов  обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).

 В выделенных Б.Т.  Лихачевым классификациях отдается  предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде  характеристики методов обучения  всех других классификаций.

 

В ряд названных классификаций  методов обучения можно было бы еще  добавить десятка два-три. Все они  не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных  сторон. Универсальных классификаций  нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция. В педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.

Методы следует универсально сочетать и применять с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Можно отметить и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

 

Выбор методов обучения

 

Выбор методов обучения осуществляется учителем на основе дидактических и  методических знаний. Наблюдается три  подхода учителя к определению  методов обучения на уроке (теме).

1. Стереотипное решение  - учитель действует по сложившимся  в его практике привычкам.

2. Решение путем проб  и ошибок - выбор не обоснован  научно.

3. Оптимизированное решение  - опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями  выбора методов. Критерии требуют,  чтобы методы были адекватны  целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям учеников, возможностям, подготовленности учителя, условиям  и времени обучения.

Выбор методов обучения является делом творческим, но основанным на знании теории обучения.

 

Список литературы:

    1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
    2. Материал с сайта http://ru.wikipedia.org/
    3. Материал с сайта http://psylist.net/pedagogika/klametob.htm
    4. Материал с сайта http://www.edu-support.ru
    5. Материал с сайта http://paidagogos.com

Информация о работе Классификация методов обучения