Классификация и характеристики систем дистанционного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:08, статья

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием информационных технологий появились новые технологические средства дистанционного обучения, которые позволяют обучаться людям различных возрастов, с различными умственными способностями. Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. С созданием единой отраслевой системы основу современного образовательного процесса должны составить ресурсы группы — адаптивные обучающие системы.

Файлы: 1 файл

Классификация и характеристики систем дистанционного обучения.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Классификация и характеристики систем дистанционного обучения 

 

О.К.Заваловская, Т.С.Степанова

Московский государственный 

университет леса, Россия 

 

В последние годы в связи с  развитием информационных технологий появились новые технологические  средства дистанционного обучения, которые позволяют обучаться людям различных возрастов, с различными умственными способностями. Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. С созданием единой отраслевой системы основу современного образовательного процесса должны составить ресурсы группы  — адаптивные обучающие системы. К ресурсам этой группы относятся электронные учебные комплекты по дисциплинам, включающие в себя электронные учебники с обязательным контролем усвоения материала, виртуальные лабораторные практикумы, электронные тренажеры и лабораторные работы на базе сетевого доступа к реальному оборудованию, базы данных, базы знаний и электронные библиотеки с удаленным доступом.

  Такие средства обучения должны  в максимальной степени активизировать  самостоятельную работу обучающихся  при одновременном приближении  ее к реальным условиям работы специалистов и прочном усвоении фундаментальных знаний и умений. Использование ресурсов  группы “адаптивные обучающие системы” отвечает основной стратегии развития системы образования отрасли — подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих современными информационными технологиями и обладающих мотивированной нацеленностью на повышение квалификации.

  Но писать свои программы достаточно  сложно, так как они требуют  различные программные средства. Для удобства использования были  созданы специальные СДО.

В связи с тем, что систем дистанционного обучения в последние годы появилось  большое количество, то их необходимо было сравнить по каким-то параметрам.

Если  классифицировать системы дистанционного обучения по способу общения, то можно  выделить следующие критерии: по количеству общающихся (один к одному, один ко многим, многие к одному, многие ко многим), по критерию “синхронный-асинхронный” (связан со временем, в течение которого ожидается ответ), по типу объектов, которыми обмениваются при связи (файлы, сообщения), по возможности контроля доступа к процессу общения (анонимный-авторизованный), по широте охвата (локальный-всемирный), по возможности контролировать сам процесс общения (модерируемый-модерируемый).

Так же можно сравнить системы дистанционного обучения и по общим свойствам управления системой, например, возможность пользователю редактировать источники в виде HTML, управлять изображением, добавлять ресурсы или ссылки, добавлять таблицы, устанавливать пароль и др. Можно выделить особенности систем, например, может ли система обеспечить техническую поддержку студентов, учителей, обеспечить настраиваемые шаблоны курса, допускает мониторинг активности студентов, групповое преподавание, допускается ли пользователю импортировать документы курса, создавать и редактировать программу курса, создавать чаты  и др. Нужно выделить особенности коммуникации для каждой системы, например, поддержка электронной почты, обмена файлами через доску объявлений, поддержка новостей, телеконференций, поддержка доски для совместного рисования, поддержка виртуального пространства и др. Так же необходимо оценить технологические возможности, например, объем оперативной памяти, дисковое пространство, поддержка серверов  ( Windows NT server, Apple server, UNIX server и др.), наличие демо-версии в Internet и другие параметры.

Для полной классификации можно выделить три больших составных критерия: средства обучения (поиск в Internet, асинхронный-синхронный совместный доступ, средства студентов), средства поддержки (курс, занятия, данные, ресурсы, администратирование), техническая информация (платформа сервера, платформа клиента, цена, ограничения, дополнительные условия). Каждый из этих подкритериев можно рассмотреть более подробно. Можно выделить какие-то характеристики и оценивать все системы в баллах. Самое простое - это проставить плюсы, минусы (наличие, присутствие), просуммировать всё с коэффициентом важности и выделить ту систему, которая имеет наибольшее количество плюсов. Можно проставлять коэффициенты, тогда необходимо создать группу экспертов, которая будет оценивать системы.

Так как некоторые системы дистанционного обучения ориентированы на операционные системы (ОС),  то их нужно сравнивать в комплексе с остальными критериями систем дистанционного обучения, расширив список характеристик за счет ОС, нужно оценить возможность каждой операционной системы для того, чтоб проверить её совместимость  с системами дистанционного обучения. Выяснить для себя нужную позицию, что удобнее: подобрать систему дистанционного обучения, совместимую с собственной операционной системой или поменять операционную систему  на ту, что наиболее подойдет к выбранной СДО. Современные системы дистанционного обучения используют в основном операционные системы: Windows NT, Windows’98, Windows’2000, Windows’XP, UNIX.

Эти операционные системы можно сравнить по следующим параметрам: возможность  работы в режиме разделения времени, поддержка протокола TCP/IP, протокол IPX/SPX, наличие AVP и по другим параметрам, а также разделить операционные системы на: серверные и для рабочих станций.

Кроме того, СДО используют разные виды баз  данных: объектно-ориентированные и  реляционные. Они имеют определенные различия. Например, использование  таблиц, используемые языки, объявление связи. Так же нужно отметить, что применение объектной модели предпочтительнее для баз данных с большим количеством сложных связей: перекрёстных ссылок, ссылок, связывающих  несколько объектов с несколькими двунаправленными ссылками. А применение реляционных баз данных удобно, если данные состоят из коротких, простых полей фиксированной длины.

Такая классификация является наиболее полной, наиболее развернутой и позволила  сравнить между собой 48  зарубежных программных продуктов. Выбранные характеристики также могут помочь отечественным разработчикам при создании собственных систем дистанционного обучения.

Предлагаемые  методические рекомендации предназначены  для людей, организаций, работающих в сфере дистанционного обучения, в качестве оценочного инструмента.


Информация о работе Классификация и характеристики систем дистанционного обучения