Кейс-технологии в современном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:43, доклад

Краткое описание

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.

Файлы: 1 файл

Кейс.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Кейс-технологии в современном образовании

В связи  с реформами образования в  нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.

Изначально  кейс-технологии разрабатывались для  обучения юристов и менеджеров, когда  студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую  ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и  ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Правительство с помощью этих технологий стремится повысить уровень образования в России и сделать общество более образованным.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает  у школьников (и у студентов) такие  качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Выше мы рассказали об использовании кейс-технологий в классе, но данные технологии широко используются и для дистанционного обучения учащихся.  

В этом случае для каждого учащегося составляется индивидуальный план, где они получают кейс, содержащий пакет учебных пособий, мультимедийный видеокурс, обучающие программы на CD-ROM и электронную рабочую тетрадь. Электронная тетрадь включает в себя рекомендации по изучению данного материала, тесты, вопросы для самоконтроля, практические и творческие задания. А учителям позволяет наиболее эффективно составлять календарно-тематическое планирование по многим предметам.

Также кейс-технологии широко используют для консультаций, конференций. Данные технологии помогают более оперативно и объективно руководить обучающим процессом, облегчает  процесс общения между преподавателем и учащимися.

Несомненно, кейс-технологии облегчают процесс самостоятельной работы дома, они позволяют применять наглядные красочные иллюстрации, видеофрагменты, схемы и мультимедиа-компоненты. Неоспоримым достоинством является звуковое сопровождение лекций, анимированные примеры решения задач и наличие интерактивных заданий.  

Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные  коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

  • доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
  • наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
  • звуковое сопровождение лекций;
  • наличие интерактивных заданий;
  • анимированные примеры решения задач;
  • возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.

Пример кейса по дисциплине "Архитектура ЭВМ и  вычислительных систем" специальностей группы 230 000 в соответствии с классификатором  среднего профессионального образования  представлен <на рисунке 3.>

Наша задача состоит  в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или  разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:

Необходимо помнить, что выбор технологии зависит  от ряда факторов:

  • приоритетности целей образования;
  • специфики содержания обучения;
  • состава студентов и их количества;
  • уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды, <рисунок 4.>

Разработка технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий.

Индивидуально-ориентированной  системы обучения (ИОСО).

ИОСО – это особая психологическая система. Опирающаяся  на закономерности организации процесса обучения, она создаёт условия  для развития и формирования позитивной субъектности школьника. Результатом этого становится развитие у учащегося самостоятельности, самосознания, общих и специальных способностей. При этом ценностью обучения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. При этом качество образования (оценки хорошо и отлично) будет возрастать. Сама технология не является закрытой системой, а открыта для всего лучшего и продолжает своё развитие. Технологией предусмотрено деление учебного процесса на два блока:

*Блок изучения  нового материала (лекционный) –  понимание

*Блок самостоятельной  работы – усвоение и применение

Для системы ИОСО рекомендуется  также проводить индивидуальные консультации, где школьники получают индивидуальную помощь и сдают темы. Если ребёнок справился со всеми заданиями и не нуждается в помощи, он может их не посещать

Каждый ученик получает Индивидуально ориентированный  учебный план (ИОУП) в котором  отражены его письменные и устные задания. В этом случае, даже если ученик болеет, либо пропускает школу по другим причинам, он в любом случае не выпадает из процесса обучения, а возвращается и сдаёт темы. Уровень психологического комфорта на таких уроках повышается за счёт того, что ученик не боится получить отрицательную оценку. ведь он всегда может вернуться и переделать задания прошлых уроков во время работы по ИОУПам. Во время школьной лекции ученик видит термины и даты, необходимые для сдачи и в случае необходимости уточняет из значения у преподавателя.

Оценка своей  деятельности на уроке

При использовании  оценочного листа необходимо договориться о регламенте времени (5 минут), в  течении которого ученик слушает  устный ответ товарища, а затем  в течении 1 минуты оценивает его  по критериям. Следует обратить также  внимание, что при ответе необходимо составить цельный рассказ , а не только раскрыть значение терминов. Результаты письменной рефлексии помогают учителю ориентироваться в эффективности урока.

Очень важным моментом является организация групповой  работы, это освобождает время  учителя при контроле знаний и создаёт предпосылки для позитивных коммуникаций учащихся.

В журнал ставятся следующие  оценки:

1) Итоговая оценка  за ИОУП (среднее арифметическое  за все темы ИОУПа)

2) Оценка за итоговое  тестирование

3) Среднеарифметическое  по оценочному листу учащегося класса.

Таким образом, за 9 параграфов учебника (тем ИОУПа) ученик получает три оценки

Индивидуально-коллективные формы работы учащихся на уроках

В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы  работы учащихся. Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает  данное учителем задание, как  задание, за которое класс несет  ответственность как коллектив  и получает соответствующую социальную оценку; 
- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя; 
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; 
- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой (Х.И.Лийметс).

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право  высказывать любую точку зрения; 
- отстоять ее убедительной аргументацией; 
- обязан выслушать и понять другого; 
- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное; 
- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого  желание проявить инициативу, творчество.

Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из компонентов (технические средства — компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые могут быть различного назначения). Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.

Так, доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа, дает возможность использования программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема.

Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями позволяет участникам педагогического процесса использовать компьютер и средства мультимедиа, многократно демонстрировать приемы выполнения операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.

Возможность использования  компьютера в процессе обучения зависит  от наличия программных средств  учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей (для краткости их называют ПО) или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства (ППС).

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Групповая работа

До того как ребенок  приходит в школу, ведущей деятельностью  является игровая деятельность. Дошкольники  практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки.

Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником  между детьми. Отношение “учитель-ученик” реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.

Информация о работе Кейс-технологии в современном образовании