Как Я.А.Коменский трактовал: цель образования, идею образования школы, систему образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 18.20 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Государственное высшее учебное  заведение

«Севастопольский индустриально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПЕДАГОГИКЕ

студента специальности 5.01010201 «Начальное образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила ст. з\о гр. Уз- 14                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                              Минина Ю.В.___________

                                                                                                                                                                        (подпись)

                                                                                                                           ____________________________________   

                                                                                                                                          (дата написания) 

                                                                              Проверила 

                                                                              Филимонова Е.Л. ________

                                                                                                                                                                             (подпись)

                                                                               ______________  ________

                                                                                                                                          (дата)                        (оценка)

 

 

 

Севастополь 2011 г.

Как Я.А.Коменский трактовал: цель образования, идею образования  школы, систему образования.

 

В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию  природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.

Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.

В школах нужно  стремиться к тому, чтобы:

1. При посредстве  наук и искусств развивались  природные дарования.

2. Совершенствовались  языки.

3. Развивались  благонравие и нравы в направлении  всякой благопристойности согласно  со всеми нравственными устоями  [5, с. 295].

Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая  в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

Первой ступенью воспитания и  образования  детей от рождения до 6 лет должна быть материнская  школа  — воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалистической гносеологии,  Я . А .  Коменский  видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены  Я . А .  Коменским  уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнская  школа », благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.

За материнской   школой  у  Я . А .  Коменского  следует  школа  родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. В отличие от многовековой традиции вести обучение в  школах  только на латинском языке — языке католической церкви и схоластической учености, эта  школа  должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который,  по   Я . А .  Коменскому , является средством укрепления и сохранения нации как таковой.

В отличие от всех существовавших в эпоху  Я . А .  Коменского   школ  эта  школа  должна была сообщать учащимся широкий круг реальных знаний, достаточно систематизированных, по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык. Для каждого из шести лет обучения в  школе  родного языка  Я . А .  Коменский  предполагал написать особый учебник. Часть их он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама  идея  создания  школы  родного языка лишь частично была реализована  Я . А .  Коменским  при организации  школ  в г. Шарош-Патаке (Венгрия).

Третья ступень  школьного  образования ,  по   Я . А .  Коменскому , гимназия или латинская  школа , должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в  школе  родного языка. На первый взгляд латинская  школа   Я . А .  Коменского  похожа на традиционную латинскую  школу , существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд принципиальных новшеств, которые сближают эту  школу  с общеобразовательной  школой  нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, предусматривалось изучение новых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего  образования , должны были изучаться риторика и диалектика. Именно для этого типа  школы ,  Я . А .  Коменский  разработал целостную систему учебников — «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», « Школа-игра », которые принесли ему широкую известность еще при жизни.

Завершающую ступень  школьного  образования  в системе  Я . А .  Коменского  составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу  Я . А .  Коменского , должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции, опять же напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе  образования , не раскрывая в деталях его содержание,  Я . А .  Коменский  имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.

Таким образом,  Я . А .  Коменский  практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных  школ , позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, достигать высот научного  образования .


Информация о работе Как Я.А.Коменский трактовал: цель образования, идею образования школы, систему образования