Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа
В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Государственное высшее учебное заведение
«Севастопольский
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИКЕ
студента специальности 5.01010201 «Начальное образование»
Севастополь 2011 г.
Как Я.А.Коменский трактовал: цель образования, идею образования школы, систему образования.
В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.
В школах нужно стремиться к тому, чтобы:
1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.
2. Совершенствовались языки.
3. Развивались
благонравие и нравы в
Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.
Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалистической гносеологии, Я . А . Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я . А . Коменским уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнская школа », благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.
За материнской школой у Я . А . Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке — языке католической церкви и схоластической учености, эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Я . А . Коменскому , является средством укрепления и сохранения нации как таковой.
В отличие от всех существовавших в эпоху Я . А . Коменского школ эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг реальных знаний, достаточно систематизированных, по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык. Для каждого из шести лет обучения в школе родного языка Я . А . Коменский предполагал написать особый учебник. Часть их он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Я . А . Коменским при организации школ в г. Шарош-Патаке (Венгрия).
Третья ступень школьного образования , по Я . А . Коменскому , гимназия или латинская школа , должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. На первый взгляд латинская школа Я . А . Коменского похожа на традиционную латинскую школу , существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд принципиальных новшеств, которые сближают эту школу с общеобразовательной школой нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, предусматривалось изучение новых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего образования , должны были изучаться риторика и диалектика. Именно для этого типа школы , Я . А . Коменский разработал целостную систему учебников — «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», « Школа-игра », которые принесли ему широкую известность еще при жизни.
Завершающую ступень школьного образования в системе Я . А . Коменского составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Я . А . Коменского , должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции, опять же напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования , не раскрывая в деталях его содержание, Я . А . Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.
Таким образом, Я . А . Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ , позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, достигать высот научного образования .