Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 04:26, доклад
Ведя кочевой образ жизни, испытывая очевидные трудности, народы Севера жили и выживали благодаря древним обычаям, традициям, которые обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведения, поступки людей, представляя собой целый свод неписаных законов, бережно передававшихся из поколения в поколения в течение длительного периода истории. В условиях отсутствия письменности и образования эти обычаи, обряды, традиции, несомненно, выполняли большую воспитательную роль.
Сакердонова Анна Семеновна,
ст. преподаватель
кафедры начального
образования Педагогического
Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова
Этнопедагогическое воспитание экологического направления
у народа эвенов на основе запретов-оберегов.
Ведя кочевой образ жизни, испытывая очевидные трудности, народы Севера жили и выживали благодаря древним обычаям, традициям, которые обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведения, поступки людей, представляя собой целый свод неписаных законов, бережно передававшихся из поколения в поколения в течение длительного периода истории. В условиях отсутствия письменности и образования эти обычаи, обряды, традиции, несомненно, выполняли большую воспитательную роль.
Отношение человека
к окружающему его миру, традиции,
связанные с ним, сложились
еще в глубокой древности. Они
представляют большой интерес
именно своей нравственно-
Высокой духовностью
пронизаны у эвенов запреты-
Древние люди
умели ладить с природой, уважали
и обожествляли, что накладывала
определенные ограничения на
количества добываемых
Эвены издревле не допускали массовое истребление животных, птиц и рыб, полагая, что массовое истребление животных может обидеть дух этих существ, и они перестанут водиться в этих местах. Умеренное добывание животных диктовалось, видимо, и привычкой потребления постоянно свежей пищей, что влияло на состояние самого человека. Таким образом, эти традиции, обычаи, запреты-обереги были направлены на сохранение животных, окружающей природы и самого человека. Например: Инив, хогнарив магдилив-дэ-тит ок-та эди хилгитта, нинитчин (Все живое, шевелящееся, даже насекомое никогда не мучай, иначе он проклянет тебя) (Бокова Е., Дуткин). Чамаг дюван энмэй ивэр – тарак хо эгден нении (Дом тарбагана не разоряй – это большой грех) (Бокова Е.). Этэргэм, хамакам матми – эгден тонкитич (Убивать муравья, божь. Коровку – большой грех) (Бокова Е.).
Уподобляя животных человеку, эвены признавали за ними способность мстить. В связи с этим нельзя было плохо говорить о животных, причинять им страдания, убивать больше, чем необходимо. Например: дэлгенкэв эдди хилгиткарикил – мелевдикэлти! (Зверей не мучай – они нам будут мстить!) (Эссо(Камчатка), П.А. Черканов). Ач хигчэлэч орам экич улер – тонкэтич (Неосвежевав, оленя нельзя бросать – грешно (так нельзя!)) (Гижига (Охотское побережье), В.Е. Кундырь). Чукичан умарбан энмэй хундир – кенели-ду исудин (Нельзя трогать птичьи яйца – это приведет к ненастью) (Лебедева).
В эвенских запретах-оберегах
прослеживается глубокая
В настоящее время
возрастает интерес к
Литература.