Этнопедагогическое воспитание экологического направления у народа эвенов на основе запретов-оберегов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 04:26, доклад

Краткое описание

Ведя кочевой образ жизни, испытывая очевидные трудности, народы Севера жили и выживали благодаря древним обычаям, традициям, которые обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведения, поступки людей, представляя собой целый свод неписаных законов, бережно передававшихся из поколения в поколения в течение длительного периода истории. В условиях отсутствия письменности и образования эти обычаи, обряды, традиции, несомненно, выполняли большую воспитательную роль.

Файлы: 1 файл

статья для кр стола.docx

— 17.07 Кб (Скачать)

Сакердонова Анна Семеновна,

 ст. преподаватель 

кафедры начального образования Педагогического института

Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова

 

Этнопедагогическое  воспитание экологического направления

у народа эвенов на основе запретов-оберегов.

 

Ведя кочевой образ жизни, испытывая очевидные трудности, народы Севера жили и выживали благодаря древним обычаям, традициям, которые обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведения, поступки людей, представляя  собой целый свод неписаных законов, бережно передававшихся из поколения в поколения в течение длительного периода истории. В условиях отсутствия письменности и образования эти обычаи, обряды, традиции, несомненно, выполняли большую воспитательную роль.

   Отношение человека  к окружающему его миру, традиции, связанные с ним, сложились  еще в глубокой древности. Они  представляют большой интерес  именно своей нравственно-мировоззренческой  направленностью, стремлением найти  правильное взаимоотношение с  природой, сохранить его не только  для себя, но и для будущих  поколений. В коренных традициях  и образе жизни, в единстве с природой заключается самая естественная форма экологического воспитания и образования. Экологические знания народа передаются из поколения в поколение через сказки, пословицы, поговорки, запреты, обереги и т.п. Поэтому необходимо находить и популяризовать различные экологические поверья, обряды, традиции, поговорки, как нравственно-духовные ценности народа, которые, несомненно, имеют свою ценность.

   Высокой духовностью  пронизаны у эвенов запреты-обереги,  связанные с религиозными воззрениями, представлениями о духах-хозяевах стихий природа. В них отражается образ и уклад жизни наших предков, преклонение перед природой и вера в существование духа природы. Эвены воспитывали детей естественной, стихийной экологической культуре на основе системы запретов, заботливо оберегающих природу, учили почтительному отношению земле, ко всему окружающему. Например: Екчем эдлэй хер, торду аниннай, дэлбургэли дэнкчили (пока не поднялся на перевал, надо Землю одарить, помни о жертвенных вещах, которые ты должен оставить на священном месте – жертвенники на перевале) (Бокова Е.). Тору-бугу энмэй дяргар (Землю, природу нельзя бранить) (Бокова Е.). Тору бодичин ядук-та эгден нэлэм нении – тонкэкич (Не жги землю – это самый большой грех) (Бокова Е.).

    Древние люди  умели ладить с природой, уважали  и обожествляли, что накладывала  определенные ограничения на  количества добываемых растений  и животных. Например: Ач надалач  иррочин дэ хечиддыв мов: хякитав,  нивэту, хяту, нечэв-дэ-тит энмэй  чикир, кибакра, иссэ (Без надобности никакое растущее растение из древесных: лиственницу, каменную березу, тальник, даже траву нельзя рубить, ломать, щипать) (Бокова Е., Дудкин). Омчиддыв хякитав энмэй чикир (Одиноко стоящее дерево нельзя срубать) (Бокова Е.). Нубав, корбэв, таннян эдлэн куганра, энмэй улрэ, дебтэ (Растение нуба, пока у оленей-быков рога не станут оголяться от шкуры, нельзя выкапывать и есть) (Бокова Е.).

  Эвены издревле не допускали массовое истребление животных, птиц и рыб, полагая, что массовое истребление животных может обидеть дух этих существ, и они перестанут водиться в этих местах. Умеренное добывание животных диктовалось, видимо, и привычкой потребления постоянно свежей пищей, что влияло на состояние самого человека. Таким образом, эти традиции, обычаи, запреты-обереги были направлены на сохранение животных, окружающей природы и самого человека. Например: Инив, хогнарив магдилив-дэ-тит ок-та эди хилгитта, нинитчин (Все живое, шевелящееся, даже насекомое никогда не мучай, иначе он проклянет тебя) (Бокова Е., Дуткин). Чамаг дюван энмэй ивэр – тарак хо эгден нении (Дом тарбагана не разоряй – это большой грех) (Бокова Е.). Этэргэм, хамакам матми – эгден тонкитич (Убивать муравья, божь. Коровку – большой грех) (Бокова Е.).

   Уподобляя животных  человеку, эвены признавали за  ними способность мстить. В связи  с этим нельзя было плохо  говорить о животных, причинять  им страдания, убивать больше, чем необходимо. Например: дэлгенкэв эдди хилгиткарикил – мелевдикэлти! (Зверей не мучай – они нам будут мстить!) (Эссо(Камчатка), П.А. Черканов). Ач хигчэлэч орам экич улер – тонкэтич (Неосвежевав, оленя нельзя бросать – грешно (так нельзя!)) (Гижига (Охотское побережье), В.Е. Кундырь). Чукичан умарбан энмэй хундир – кенели-ду исудин (Нельзя трогать птичьи яйца – это приведет к ненастью) (Лебедева).

  В эвенских запретах-оберегах  прослеживается глубокая философская  мысль, что человек не основное  существо в природе, а лишь  его частица и, исходя из  этого, должен строить свои  взаимоотношения с окружающим  миром в гармонии с природой. В отношении эвенов к окружающему миру заметно преобладает стремление жить с ним в согласие, не пытаться подчинить его своим желаниям и прихотям, беречь и преклоняться перед природой.

  В настоящее время  возрастает интерес к этнопедагогическим  исследованиям в связи с необходимостью  преодоления унификации образования  и воспитания. Народные традиции  являются важными историческими достояниями народа, одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий, возрождении национального воспитательного идеала. Это в особой степени касается традиций народов Севера, которые представляют собой уникальное достояние опыта гармоничного взаимодействия с природой. Этот опыт чрезвычайно ценен, потому что на его основе формируются системы ценности, опирающие на традиции и преемственны к воспроизводству идеалов прошлых времен.

 

 

 

Литература.

    1. Кривошапкин А.В. Эвены. – СПб: от-ний изд-ва «Просвещение»., 1997.
    2. Бокова Е.Н. Душа эвена. Короткие рассказы, пословицы, загадки, запреты и т.д. Якутск: Бичик, 1998.
    3. Национальная культура коренных народов Якутии. Пособие для учителя. – М.: ИНПО, 2003.

Информация о работе Этнопедагогическое воспитание экологического направления у народа эвенов на основе запретов-оберегов