История подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии XVIII-начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:12, статья

Краткое описание

В статье проводится историко-педагогический анализ профессиональной подготовки унтер-офицеров армии России XVIII-начала XX века, раскрываются исторические аспекты и отправные точки формирования, становления и развития института унтер-офицеров, особенности военной школы России.

Файлы: 1 файл

Статья 1 (Россия, исправл.).docx

— 32.43 Кб (Скачать)

Е.Б. Каныгин

История подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии XVIII-начала XX века.

History of training non-commissioned officers in the Russian army XVIII-beginning of XX century.

 

В статье проводится историко-педагогический анализ профессиональной подготовки унтер-офицеров армии России XVIII-начала XX века, раскрываются исторические аспекты и отправные точки формирования, становления и развития института унтер-офицеров, особенности военной школы России.

This article deals with the historical and pedagogical analysis of training non-commissioned officers of the army in Russia XVIII-beginning of XX century, revealed the historical aspects and the starting point of formation, formation and development of the non-commissioned officers of the Institute, especially military schools in Russia.

 

Ключевые  слова: профессиональная подготовка, унтер-офицеры, учебная команда русской армии, полковые школы, производство в унтер-офицерский чин.

Keywords: vocational training, non-commissioned officers of the Russian army training team, the regimental school production in the non-commissioned officer rank.

 

Основы   служебной   иерархии командного   состава   европейских армий были заложены в средние века. В XV—XVI вв. в командном  составе стали выделять младших  командиров, которые именовались  унтер-офицерами, («unter»-в переводе с  немецкого значит — «под», «низший»). В России их прообразом явились урядники (десятники) постоянного стрелецкого  войска. С созданием регулярной русской  армии на рубеже XVII—XVIII вв. к унтер-офицерам были отнесены: сержант (в кавалерии  вахмистр), каптенармус, подпрапорщик и капрал.

На протяжении XVIII—XIXвв. наименования унтер-офицерских званий претерпели ряд изменений. К началу XX в. в России сложилась следующая их система: фельдфебель (помощник командира роты по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам, в кавалерии — вахмистр), старший и младший унтер-офицеры (в артиллерии — фейерверкеры, в казачьих частях — урядники). Старшие (взводные) унтер-офицеры обычно занимали должности помощников командиров взводов, являлись прямыми начальниками для солдат и пользовались относительной самостоятельностью в деле их обучения и воспитания. Младшими унтер-офицерами, непосредственными начальниками рядовых, были, как правило, командиры отделений. Они состояли помощниками у старших унтер-офицеров.

Для различия званий младшие  командиры носили на погонах поперечные нашивки (лычки). Старшему и младшему унтер-офицерам полагались нашивки  из тесьмы: старшему — три, младшему — две. Фельдфебелю полагалась одна широкая нашивка из галуна.

До  XVIII   в.   комплектование   командного  состава  производилось  по сословному признаку. В царствование    Петра    Великого    этот принцип был изменен. На первое место  вышли требования основательного знания солдатского дела и обязательной службы "из чина в чин"[3.С.61], начиная с рядового. Снизу доверху прошли по служебной лестнице генералиссимус А.В. Суворов, генерал-фельдмаршалы М.Б. Барклай-де-Толли, М.И.Кутузов и другие. Во второй половине XIX в. присвоение рядовым унтер-офицерских званий производилось только по представлению непосредственных начальников за отличное поведение и совершенное знание порядка службы, не ранее выслуги в рядовом звании двух лет; в начале XX в. — одного года (и не позже, чем за 4 месяца до окончания срока действительной  службы).

В начале XVIII в. для получения унтер-офицерского звания специальной учебной подготовки не требовалось. Младшими командирами становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу нижними чинами. Во второй половине этого же столетия подготовка младшего командного состава потребовала более пристального внимания военного ведомства. В связи с увеличением численности армии резко возросла потребность в унтер-офицерах. Ведь именно на них лежала основная тяжесть в поддержании внутреннего порядка в подразделениях и оказании помощи ротному командиру в обучении новобранцев. С другой стороны, с развитием военного дела к знаниям младших командиров стали предъявляться более высокие требования. Опыт прошедших войн конца XVIII – начала XIX в. показал, что унтер-офицеры, находясь в строю своего отделения, взвода непосредственно влияя на каждого подчиненного, правильно и твердо управляли огнем, широко применяли маневр, немедленно использовали результаты своего оружия для быстрого продвижения вперед и решительного удара по неприятелю. Так, «…в 1805 г. в сражении с французами рота гвардейской конной артиллерии своим огнем успешно поддерживала атаку конногвардейцев. Но когда на левом фланге наши гусары были опрокинуты неприятелем, командир роты решил поддержать русскую кавалерию, по приказанию командира роты, орудия должны были поменять позицию, при перемещении орудия застряли. В это время французская кавалерия опередила нашу артиллерию и начала рубить прислугу. Тогда командир роты вместе с фейерверкером Масловым понеслись вперед и отбили у французов захваченные ими два орудия. За геройский подвиг фейерверкер Маслов был награжден знаком отличия военного ордена»[4.С.46].

Первоначально подготовка унтер-офицеров велась в гарнизонных солдатских школах. В начале XIX в., "чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправными унтер-офицерами"[3.С.238], были сформированы учебные гренадерские батальоны, кавалерийский эскадрон и артиллерийские роты. Но они не обеспечивали подготовку потребного числа младших командиров, так как в год выпускалось всего около тысячи человек. По-прежнему широко практиковалось производство в унтер-офицеры без предварительной учебной подготовки. В 60-е годы XIX в. появились училища (школы) военного ведомства, готовившие младший командный состав.

Опыт боевых действий на Кавказском фронте в первой половине XIXв. (русско-иранская, русско-турецкая войны) для руководства армии  показали, что при выполнении боевых задач нападение противника может  быть осуществлено с любого направления. А значит, в каждой точке, где находятся  хотя бы до 10 солдат, должен быть командир, способный их возглавить, мгновенно  принять грамотные решения, организовать отпор врагу и его уничтожение. Успешно выполнить такие задачи в этот период поручалось унтер-офицерам. Так, в войне с турками (1806 – 1812) «…отряд под руководством генерал-майора Орурка преследовал турок из укрытий при г. Брегов в Сербии. Командованием войск был послан на разведку передовой отряд. Производя разведку на местности, отряд встретил крупные силы неприятеля. Офицер, командовавший русским отрядом, был убит, и командование взял на себя унтер-офицер Лисовский. Стремительной атакой на противника, втрое превосходящего по численности, разбил турков и обратил их в бегство, при этом захватил немало пленных. За этот подвиг унтер-офицер Лисовский был награжден трофейным оружием и лошадьми, а государь Александр I произвел его в фельдфебели и пожаловал ему знак отличия военного ордена 4 степени» [7.С.28].

В 1867 г. Военное министерство приняло решение о создании полковых учебных команд. Специальная комиссия, проверявшая их работу, пришла к  выводу, что они наиболее удовлетворяют  новым требованиям и по содержанию, и по срокам обучения. В 1877 г. учебные команды были учреждены при каждом пехотном, кавалерийском и казачьем полку. В эти учебные подразделения командиры рот направляли рядовых "хорошей нравственности, отличающихся способностями к службе и характером, необходимым для унтер-офицера"[4.с.62]. Военнослужащие, избранные для подготовки к унтер-офицерскому званию, обучались чтению, письму и арифметике в ротных школах.

За год пребывания в  учебных командах солдаты должны были основательно усвоить все, что  впоследствии им приходилось применять  на деле в качестве учителей, руководителей  и ближайших начальников рядовых. А именно: все отрасли строевого  образования и все, что касалось положения солдата на службе, его  прав и обязанностей. Сверх того, преподавались: закон Божий, чтение и письмо, арифметика, сведения об оружии и стрельбе, о сбережении здоровья, чтение карт и планов, окопное дело. Руководство командой возлагалось  на выделенного для этой цели младшего офицера, который пользовался правами ротного командира. В обучении принимали участие полковой священник полковой врач и офицер, заведовавший оружием. По окончании учебы нижние чины возвращались в роты. Выдержавшие экзамен по представлению непосредственных начальников производились в унтер-офицеры на открывавшиеся вакансии.

Исследованием установлено, что производство в унтер-офицерский чин допускалось только на вакансии.  Награждение чином  при увольнении  в запас запрещалось. Рядовые, не прошедшие учебной команды, не могли становиться унтер-офицерами. Исключение  составляли  получившие  особые  отличия  в  военное время.  Награжденные солдатским Георгиевским  крестом IV степени производились в ефрейторы,  III степени  —  в унтер-офицеры.   С   70-х годов   XIX в.   унтер-офицерское звание присваивалось только рядовым, несшим службу в строю. Для остальных оно заменялось званием нестроевого старшего разряда. Наказанные за кражу или подвергшиеся телесному наказанию в унтер-офицеры не производились.  Не могли стать младшими  командирами и рядовые религиозных направлений,  исповедовавших  пацифизм, «представители иудействующих и других вредных сект» [2.С.174].Условия получения унтер-офицерского звания были довольно жесткими: кроме безупречной нравственности, отличной строевой подготовки, требовались еще и определенные теоретические познания. Причем, потребность в них с течением времени возрастала.

С введением в России в 1874 г.  всесословной воинской повинности, армия стала  школой,  которую  проходило все мужское население страны. Но в школе не хватало учителей — унтер-офицеров. Кроме того, сами младшие командиры становились грамотными, авторитетными и надежными помощниками офицеров обычно только к концу своей службы. В связи с этим перед военным ведомством встала проблема создания положительных стимулов унтер-офицерам для привлекательности продолжения службы сверх обязательных сроков.

В этих целях в 1874 г. было принято постановление правительства, значительно увеличившее денежное содержание сверхсрочников. В последующие  годы военное ведомство продолжало улучшать материальное положение сверхсрочнослужащих. Благодаря принятой системе поощрений военному ведомству удавалось закрепить на службе значительное количество унтер-офицеров. Так, например, в 1875 г. изъявили желание продолжить службу 4 657 унтер-офицера, в 1876 г. – 5 765, в 1877 г. – 6 060 человек. Несмотря на все указанные достижения, опытных унтер-офицеров на службе по-прежнему было недостаточно.

Положение о нижних чинах  строевой сверхсрочной службы, принятое в 1911 г., разделило сверхсрочников на 2 разряда: первый — подпрапорщики, занимавшие среднее положение между  унтер-офицерами и офицерами,  производились из строевых сверхсрочнослужащих  унтер-офицеров. Они пользовались наибольшими  правами и  преимуществами. Второй разряд составили унтер-офицеры  и ефрейторы.

Сверхсрочники имели специальные  знаки различия,  получали все  виды довольствия, полагавшиеся нижним чинам срочной службы. Кроме того, им полагались ежемесячное добавочное жалованье, единовременные пособия (малое за 2 года, большое за 10 лет службы) и дополнительное пособие (для женатых). Прослужившим сверх срока 15 лет при увольнении назначалась пенсия. За беспорочную службу унтер-офицеры награждались медалью "За усердие".

Сверхсрочники  располагались в  казарменных  помещениях рот. Отдельные помещения отводились фельдфебелю и каждым двум унтер-офицерам. Семейным предоставлялись квартиры или выдавались квартирные деньги. Прослужившие сверх срока не менее 5 лет имели право на получение рекомендательных свидетельств, для занятия гражданских  должностей. 

Для  увеличения  числа  сверхсрочнослужащих в г. Рига был учрежден учебный унтер-офицерский батальон. Курс обучения в нем был двухлетним. Поступать в него могли как военнослужащие, так и  гражданские   молодые   люди.   Подготовка   в   батальоне (нечто среднее между воинской частью и военно-учебным заведением)   должна   была   соответствовать   подготовке, получаемой в ротной школе и учебной команде.

Выпускники батальона получали хорошую теоретическую подготовку и при поддержке строевого начальства становились вполне надежными младшими командирами. Окончившие  курс  по  I разряду  производились  в  унтер-офицеры и назначались в воинские части. Со дня увольнения  в запас их сверстников  им  предоставлялась  возможность поступать в юнкерские училища и с этого же времени они должны были прослужить установленные за образование   четыре   года,    пользуясь   преимуществами сверхсрочнослужащих.

К началу XX столетия подготовка младшего командного состава русской  армии получила четко оформленную  организацию. Основой её стали полковые учебные команды. Приказ по Варшавскому  военному округу предписывал "твердо знать, что учебные команды, подготавливающие будущих унтер-офицеров, являются одним  из тех устоев, на которых зиждется боевая подготовка части"[6.С.162].

Маршал Советского Союза  Г.К. Жуков, постигавший азы военного дела в учебной команде русской  армии, дал ей следующую оценку: "...учили  хорошо, особенно это касалось строевой подготовки. Каждый выпускник в совершенстве владел конным делом, оружием и методикой  подготовки бойца. Не случайно многие унтер-офицеры старой армии после  Октября стали квалифицированными военачальниками Красной Армии…"[4.С.214]. Унтер-офицерские лычки на погонах носили будущие маршалы С.М. Буденный, И.С. Конев, К. К. Рокоссовский.

    Таким образом, в становлении процесса профессиональной подготовки унтер-офицерских кадров выявлены следующие тенденции:

  • в XVIII в.   при изменении принципа комплектования с сословного на принцип комплектования «из чина в чин», повысились качественные показатели унтер-офицерского состава;
  • при создании полковых учебных команд в 60-е годы XIX в., на опыте Кавказских войн, уделено пристальное внимание преподаванию общеобразовательных дисциплин, с целью повышения личного авторитета  унтер-офицеров у подчиненных;
  • в конце XIX - начале XXвв. созданы стимулы, позволяющие унтер-офицерам поступать в юнкерские училища, что существенно повысило их социальный статус.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Агура Н. Народные  герои русской армии и флота.  Киев., 1914.

2.Азамов О.В. Деятельность  государственных и военных органов  по укреплению дисциплины в  русской армии (конец XVIII–первая  половина XIXв.): дисс. … канд. ист.  наук. М., 2009

3.Бобровский П.О. История  лейб-гвардии уланского полка  : в 2 т. СПб., 1903. Т. 2.

4.Жуков Г.К. Воспоминания  и размышления: в 2 кн. М., 1978.

Информация о работе История подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии XVIII-начала XX века