Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:43, контрольная работа
В современных условиях этнохудожественное образование как фундаментальная основа духовно-нравственной, эстетической, национальной культуры имеет неоценимую значимость, формируя устойчивое понимание обучающихся о сохранении и приумножении культурных ценностей, помогая понять полигамность образов народного искусства, как основу коммуникаций людей разных национальностей. Несмотря на выше сказанное, национальное художественное наследие, а значит и эстетическая, духовно-нравственная культура общества, является самым уязвимым звеном.
Актуальность вопроса становления и развития этнохудожественного образования обусловлена тем, что, во-первых: как отрасль педагогической науки выделилась - около десяти лет назад, и является недостаточно освещенной.
Исторические предпосылки развития
этнохудожественного образования
В современных условиях этнохудожественное образование как фундаментальная основа духовно-нравственной, эстетической, национальной культуры имеет неоценимую значимость, формируя устойчивое понимание обучающихся о сохранении и приумножении культурных ценностей, помогая понять полигамность образов народного искусства, как основу коммуникаций людей разных национальностей.
Несмотря на выше сказанное, национальное художественное наследие, а значит и эстетическая, духовно-нравственная культура общества, является самым уязвимым звеном.
Актуальность вопроса становления и развития этнохудожественного образования обусловлена тем, что, во-первых: как отрасль педагогической науки выделилась - около десяти лет назад, и является недостаточно освещенной. Во-вторых, сегодня наблюдается снижение уровня художественной культуры общества, традиционной народной культуры, падение интереса к художественному творчеству своего этноса.
Главные функции этнохудожественного образования – обеспечение сохранение национальных художественных ценностей, передачу традиций и творческого опыта из поколения в поколение, постоянное обновление, совершенствование в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни.
Содержательное ядро этнохудожественного образования – национальное искусство, как механизм познания человеком себя и окружающего мира, оно отличается творчески-инновационным методом производства художественной продукции, повышенным мастерством исполнения и индивидуально авторскими чертами.
Поскольку этнохудожественное образование является подсистемой художественной культуры, где особое место отводится национальному искусству, требуется предварительное выяснение того, каковы же исторические предпосылки художественного образования и какое место в нем отводится национальному аспекту.
Одним из ранних опытов в
области художественного образования
стало многотомное сочинение итальянского художника XVI век
Впервые мысль о необходимости
обучения рисованию как общеобразователь
Ж.-Ж. Руссо говорит о рисование как важном средстве образования и воспитания. Он считает, что для познания окружающих предметов и явлений действительности большое значение имеют органы чувств, которые следует развивать. В этом вопросе он целиком повторяет положение Я. Коменского: «Все будет передаваться через посредство внешних чувств» [2].
В становление системы художестве
Попытки систематического художественного образования
учащихся предпринимались с 20-х гг. XIX века в лицеях и гимназиях. Во 2-й половине XIX векахудожественно
Традиции отечественной
школы художественного
Изучения художественно-творческого развития на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г. Лабунской, Е. Флериной, В. Шацкой были продолжены наиболее значимым представителем этой школы профессором Б. Юсовым. Ученый продолжил и научно обосновал природу комплексного взаимодействия искусств. Художественное воспитание осуществлялось также и вне школы, в художественных музеях, концертных залах и театрах. В 1970-х гг. под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания художественного образования учащихся средствами искусства.
Не потеряла актуальность на сегодняшний день научная школа академика РАО Б. Неменского, выдвинувшего проблему взаимосвязи искусства во всей системе образования, которые создали новые концепции преподавания искусства [1].
В конце XX века была разработана «Концепция художественного образования РФ, подписанная в 2001 г., опирающаяся на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в РФ», определяющую стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В документе обоснованы содержание и методологические принципы художественного образования: изучение теории и истории искусства разных эпох и народов, овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов и др. В основе принципов художественного образования говорится, о включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру, на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства.
Это говорит о том, что художественное образование должно проходить с учетом мультикультурного (Б. Юсов, Л. Савенковой), поликультурного, этнонационального подходов. Осуществляя педагогическую деятельность по изобразительному искусству нужно понимать, что «…только через познание своей национальной культуры и искусства, можно двигаться к восприятию духовно-нравтвенных и художественных ценностей в поликультурном пространстве» [1]. В концепции этнохудожественного образования подчеркивается, что «…способна явиться одной из основ воспитания граждан России на основе лучших традиций многонациональной культуры, для возрождения и дальнейшего развития России в едином культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях глобализации» [5].
В концепции Российского
художественного образования
В настоящее время этнохудожественная педагогика сложилась как целостная педагогическая система, имеющая свои специфические цели, задачи, содержание, формы, методы воспитания, обучения и развития личности на каждом этапе, и над этими вопросами продолжают работать современные иследователи, которые уже сделали вклад в развитие и становление этнохудожественного образования: Г.Н. Волков, Т.Я Шпикалова, Г.С. Голошумова, А.Б. Нестеренко, Л.Н. Романова. Во многих регионах и городах (Белгород, Нижний-Тагил, Владимир, Вологда, Йошкар-Ола, Шуя и др.) образовательные учреждения активно участвуют в процессах изучения, сохранения и развития традиций этнохудожественной образования. Это позволяет транслировать в современное мировое образовательное пространство культурное наследие каждого народа.
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб.пособ. для студ. средн. и высш. пед. завед. – М.: «Академия», 1999. – 168 с.
2. Иванова И.Г.
3. Кондахчан Е.С. Из истории преподавания рисования // Изобразительное искусство в школе. - №2. – 2006. – С. 33 – 42].
4. Нестеренко А.В.
Информация о работе Исторические предпосылки развития этнохудожественного образования