Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:11, курсовая работа
Актуальность темы связана с необходимостью реализации перспективных направлений психологических исследований в области самоопределения. Однако выпускники стремятся, как правило, связать дальнейшую судьбу с профессиональным обучением и дальнейшим трудоустройством. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом – как свидетельствует статистика – большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старших школьников…………………………………………………………….17
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..25
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложения…………………………………………………………………….46
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности
профессионального самоопределения старших
школьников……………………………………………………
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального
самоопределения старшеклассников……………………………………
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы связана с необходимостью реализации перспективных направлений психологических исследований в области самоопределения. Однако выпускники стремятся, как правило, связать дальнейшую судьбу с профессиональным обучением и дальнейшим трудоустройством. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом – как свидетельствует статистика – большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Переход
к рынку труда не только внес коррективы,
но и существенно изменил подходы
к разработке теории и практики профессионального
самоопределения молодежи. Дело в
том, что в условиях жесткого рынка
не все работники будут иметь
постоянно оплачиваемую работу на протяжении
всей трудовой жизни, тем более связанную
с одной и той же профессией,
специальностью. В связи с этим
каждому специалисту необходимо
не только постоянно совершенствоваться
в профессии, но и быть готовым
к изменению вида профессиональной
деятельности, проявлять экономическую
активность, уметь самореализоваться
в иной плоскости общественных работ,
выполняя функции «свободного
Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Вместе
с тем в силу ряда объективных
и субъективных причин современная
молодежь оказалась недостаточно подготовленной
к новым требованиям
В связи
с данными обстоятельствами особую
роль играет профессиональная деятельность
школьного психолога и
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский); теоретические положения о специальных и общих способностях и индивидуальных различиях человека (А.Н. Леоньтев, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин); психологические исследования проблемы формирования личности профессионал (К.К. Платонов, Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Поваренков и др.).
Объектом в настоящем исследовании является профессиональная ориентация старших школьников.
Предметом исследования являются особенности исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Профессиональное
Профессиональное
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно-функциональная подсистема – деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.2
Личностная
подсистема – личность школьника
рассматривается в качестве субъекта
развития профессионального
Нас интересует главным образом личностная подсистема. Соответственно профессиональная ориентация в школе направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческих возможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.3
Результатом
процесса профессионального
Эти компоненты
являются основными составляющими
процесса профессионального
Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.4
Однако,
несмотря на некоторые положительные
результаты профориентация в современных
условиях всё ещё не достигает
своих главных целей – «
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.5
Таким
образом, профессиональное самоопределение
тесно связано с
Сложившаяся система профориентации учащихся общеобразовательных учреждений с середины 90-х годов начала разрушаться. Утратились связи с базовыми предприятиями, учреждениями, организациями, ушли в прошлое планы трудоустройства молодежи, ответственность за их исполнение.
Вместе с тем система
Профориентационная работа среди
школьников носит бессистемный, эпизодический
характер. Профориентационные услуги
не стали пока действенным средством
формирования жизненного пути учащихся,
построения их профессиональной карьеры.
Эти тревожные тенденции
Желание большинства выпускников школ получить высшее образование гуманитарного профиля противоречит реалиям рынка труда. В стране растет дефицит рабочих кадров.
Недостатки в работе по формированию
у школьников устойчивой мотивации
к труду кроются в отсутствии
законодательной базы профессиональной
ориентации, в неэффективных психолого-