Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:29, практическая работа

Краткое описание

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в подсознании ребенка, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Файлы: 1 файл

Выступление на конференции.doc

— 46.00 Кб (Скачать)


 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Шмелева Марина Геннадьевна

Кондратьева Татьяна Николаевна

                                                            

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в подсознании ребенка, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.                                   

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, к земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. В своей работе по патриотическому воспитанию особое место мы уделили  формированию у дошкольников чувства любви к своей малой Родине – Республике Татарстан. Поэтому наша работа была направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно – этических норм нашего региона, приобщения детей к истокам познания своего народа, знакомства с историей Республики Татарстан. Ставились следующие задачи:

- активно вводить детей в мир народной культуры путем игрового проживания в атмосфере народного быта, традиций;

- объединить творческие усилия педагогической и родительской общественности для создания наиболее благоприятных условий для эффективного освоения дошкольниками основ народной культуры.

Для достижения выше указанных задач в группе, помимо общеразвивающих уголков, сосредоточены уголки:

- «Китапханә» («Библиотека»). При организации данного уголка мы учли, что основой чувств являются представления о жизни и искусстве каждого народа, его народном творчестве. Пословицы и поговорки, потешки и сказки наиболее близки и понятны маленькому ребенку. Через раскрытие их содержания и оформление дети могут понять характерные особенности того или иного народа и проникнуться к нему симпатией. На примере татарской народной сказки «Три дочери» дети учились отличать хорошее от плохого, также мы подводили детей к пониманию того, что ценил в людях татарский народ. В отличие от русских сказок, татарские сказки читали детям то на русском, то на татарском языках. (В чтении сказок на татарском языке помощь нам оказывает преподаватель по обучению татарскому языку). Дети внимательно прислушивались к звучанию одних и тех же слов на разных языках, запоминали отдельные слова, фразы. Постепенно дети начинали понимать, что каждый народ разговаривает на своем языке. Время от времени мы организовывали выставки детских книг. Такими выставками у нас начинается и заканчивается учебный год;

- «Татар гаиләсе» («Татарская семья»). В этом уголке представлены куклы в татарских национальных костюмах, обшитые руками родителей. Здесь создаются условия для того, чтобы на основе содержания знакомых произведений возникли сюжетно-ролевые игры, чтобы дети вводили в игры отдельные моменты не только из реальной жизни, но и из сказок;

- «Татар йолалар» («Татарские обычаи») – здесь дети знакомятся с обычаями и традициями татарского народа, с татарским фольклором, играют в народные игры: «Буш урын» («Займи место»), «Тѳлке һәм тавыклар» («Лисички и курочки»), «Мэче тубэ башында) («Кот на крыше») и др.;                                         

- «Киенү йорты» («Дом одежды») – где представлено разнообразие татарской национальной одежды, украшений, вышивки.  Дети с удовольствием переодеваются в татарские наряды, при этом мы обращали внимание детей на татарский народный узор. Дошкольники без труда называют части костюма: платье, фартук, сапоги-ичиги, калфак;

- В уголке «Чәйханә» («Чайная») дети знакомятся с татарской выпечкой (баурсак, чак-чак, и т. п.), сделанной из соленого теста, с национальной посудой, изготовленной из папье-маше. С особым интересом дети «наливают» чай из самовара в пиалы и угощают друг друга.                                                                                                                                      

Основной задачей оборудования данных уголков является не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. Здесь же проводятся занятия по ознакомлению с предметами татарского быта, чтение татарских народных сказок, оформление татарских костюмов. Благодаря этому у детей конкретизируются представления о национальном костюме, традиционном убранстве татарской избы, закрепляются правила гостеприимства,     дошкольники приобщаются к бытовой и семейной культуре предков.

Для знакомства с природой Татарстана и национальным орнаментом проводится кружковая работа.

Так направление кружка «Экологическая азбука» имеет целью через знакомство с природой родного края сформировать созидательное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к каждому объекту в природе. Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Задачей кружка «Детский дизайн» является формирование эстетического вкуса дошкольников. Дети узнают о различных видах искусства предков, подробно знакомятся с видами и названиями элементов не только русского, но и татарского орнамента (пион, колокольчик, тюльпан и др.).

Для закрепления знаний о животном и растительном мире Татарии и более близкого знакомства с татарским народным узором детям предлагаются дидактические игры: «Лото», «Магазин цветов», «Чей хвост?», «Составь узор», «Подбери костюм для татарской куклы», «Пиала с татарским орнаментом» и др.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются тематические занятия. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определен основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

- народные и фольклорные праздники – Масленица, Сабантуй, весенне-летние игрища и забавы;

- международные праздники – День Матери, Международный Женский День, День защиты детей;

- государственно – гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День Знаний, День города;

- бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

Особо эффективно формирование патриотических чувств проходит в тесной взаимосвязи с семьей. Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Почему? Да потому, что семейные отношения – самый крепкий сплав представлений и эмоций. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда демонстрируют детям все богатство и достоинство татарского народа. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку родителям в вопросах патриотического воспитания через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии к памятникам нашего города, проводим родительские собрания на темы: «Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста», «Воспитание любви и уважения к своему народу через знакомство с произведениями устного народного творчества», «Воспитание патриотических чувств у детей через народные игры». Изготовили для родителей ширму «Читайте детям стихи Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля», выпустили стенд «Халкыбызнын кунел бизэклэре» («Народные узоры»).

Реализуя содержание выше указанных видов деятельности, мы не нарушаем общий план воспитательной работы – мы подкрепляем его пункты региональным компонентом (материалом). Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей татарского народа. Это позволяет укоренять в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Родине, учить быть нравственно развитым гражданином.

 

                       



Информация о работе Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников