Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:20, доклад
Сегодня все больше школ подключается к сети Интернет в рамках различных государственных программ развития образования. С одной стороны школы удовлетворяют свою потребность приобщения к открытому информационному пространству с помощью сети Интернет, с другой стороны они начинают искать возможности для реализации образовательных целей и задач.
Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе
Сегодня все
больше школ подключается к сети Интернет
в рамках различных государственных
программ развития образования. С одной
стороны школы удовлетворяют
свою потребность приобщения к открытому
информационному пространству с помощью
сети Интернет, с другой стороны они начинают
искать возможности для реализации образовательных
целей и задач. Основная же задача современной
школы - это развитие личности обучающегося,
изменений и преобразование его качеств,
создание условий для того, чтобы обучающийся
становился полноправным гражданином
мирового информационного сообщества.
Активное использование школами интернет-технологий,
телекоммуникационных средств в очном
учебном процессе позволяют говорить
о внедрении в школы инновационных процессов,
с помощью которых в школе происходят
изменения различного плана: меняются
цели и содержание учебных планов, формы
и методы обучения.
Какие же инновации могут быть реализованы
в школах с помощью Интернет-технологий?
Рассмотрим основную составляющую очного
учебного процесса - урок. Современный
урок предоставляется нам немыслимым
без использования Интернет-технологий
обучающимися, учителями, администрацией,
другими субъектами обучения.
Выделим несколько
моментов для обозначения целей и задач,
ради которых они используются сегодня
на современном уроке:
1. Для того чтобы просто использовать
эти технологии на уроках. Обычно это происходит
на уроках информатики - обучающиеся учатся
работать с электронной почтой, пользоваться
поисковиками и находить информацию в
сети интернет для своих рефератов, ответов
на вопросы учителя, других задач. Таким
образом, обучающиеся приобретают основные
умения пользователя Интернет, осваивают
часть телекоммуникаций для своих нужд.
2. Учитель стремится сделать свой урок
необычным, завлекательным, на уроке демонстрируются
картинки из Интернета, проигрываются
мультимедийные файлы, показывающие физические
опыты, извержения вулканов, солнечные
затмения и т.п. Некоторые учителя используют
видео-лекции. За счет Интернет-технологий
увеличивается наглядность урока, повышается
мотивация обучения.
3. Более продвинутые учителя, одними из
первых освоившие ресурсы сети Интернет,
предлагают обучающимся на своих уроках
решать образовательные задачи, которые
ставятся в многочисленных сетевых проектах
- исследовательских, поисковых, др. Обычно
такие проекты инициируются в рамках проектной
формы работы.
4. В настоящее время многие школы переходят
на новую ступень использования Интернет-технологий,
вводя в свои учебные планы элементы дистанционного
обучения для решения поставленных школой
и учащимися образовательных задач.
Дистанционное обучение как инновационный
образовательный процесс с использованием
информационно-компьютерных технологий
помогает школьникам реализовывать собственные
образовательные цели, направленные на
развитие личности. Ученик имеет возможность
обучаться не только в одной очной или
дистанционной школе, а сразу в нескольких:
приходить на уроки к разным учителям
в разные учебные заведения. Координирующую
роль в этом случае играет классный руководитель,
учитель или родители ученика, взявшие
на себя право обеспечения его общего
среднего образования.
Школьники становятся заинтересованными
в развитии собственного образования.
Выполняя задания дистанционной образовательной
программы по учебному предмету или межпредметному
курсу, дистанционных олимпиад, они решают
реальные научные проблемы, выдвигают
собственные версии и гипотезы причин
тех или иных явлений в предметных областях,
создают творческую продукцию, актуальную
для их жизни. В результате стимулируется
и развитие новых умений школьников: ставить
личностно-значимые цели, создавать практико-ориентированный
образовательный продукт, управлять процессом
организации своей учебной деятельности,
осваивать образовательное Интернет-пространство
через разные формы коммуникаций с другими
субъектами обучения.
Дистанционные курсы по востребованным
темам могут также выступать как серия
эвристических уроков. Курсы по популярным
темам учебных предметов должны становиться
способом развития творческих результатов
школьника.
В дистанционном образовании обычный урок теряет свою традиционную сущность, эта форма занятий может трансформироваться в пространственном и временном отношениях. Вместо 40-45 минут урок может длиться час-два, если занятия проходят в чате или на форуме может приходить на уроки к разным учителям в разные учебные заведения.
Какие же креативные умения и дополнительные возможности приобретет обучающийся, входя в систему интернет-образования?
а) учится выходить
за рамки данного ему в очной
школе содержания учебного материала,
форм учебного расписания, традиционной
структуры урока;
б) получает дополнительную возможность
профессиональной экспертизы своих творческих
способностей и умений;
в) учится использовать информационное
пространство сети Интернет для расширения
сферы своей творческой деятельности;
г) учится сравнивать свой творческий
продукт с работами обучающихся соответствующего
уровня одаренности, может найти адекватную
для себя творческую среду, образовательное
пространство, в которой его качество
реализуются в большей степени, чем в локальных
условиях обычной школы;
д) получает возможность иметь несколько
учебных планов, курсов, методик, преподавателей,
следовательно, у него есть выбор направленности
своей образовательной деятельности;
е) решает свои формальные образовательные
задачи с помощью дистанционных курсов.
Например, на экзамене от обучающегося
требуется показать умение анализировать
литературные произведения. Выбрав дистанционные
уроки, которые развивают такие умения,
обучающийся сможет применить их в обучении
и продемонстрировать на экзамене.
При использовании
ресурсов Интернет необходимыми становятся
такие формы организации
Использование компьютерной сети Интернет в образовательных проектах создает дополнительные условия для развития обучающихся. К таким условиям можно отнести: возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс; возможность работать совместно, в сотрудничестве, при решении разнообразных проблем со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира; возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационном центре своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования в содружестве с научными работниками. Особо следует подчеркнуть, что данные условия способствуют формированию глобального планетарного мышления, познанию различных культурных традиций, ориентации на совместное решение стоящих перед человечеством проблем.
Анализ интернет-ресурсов.
Таким образом,
использование Интернета как
средства массовой коммуникации в медиаобразовательных
целях выполняет следующие
Информация о работе Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе