Интерактивные методы обучения в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста) по направлениям подготовки образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Оглавление

1. Интерактивные методы обучения в ВУЗе…………………………………… 3
1.1. Понятие интерактивного обучения………………………………………… 3
1.2. Основные интерактивные методы обучения……………………………… 6
2. Задание………………………………………………………………………… 17

Файлы: 1 файл

Педагогика высшей школы.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задание:

  1. Проанализируйте учебник как важнейшее средство обучения (на примере учебника по любой из юридических дисциплин):
  • характеристика основного текста (термины, законы, выводы, и пр.)
  • характеристика дополнительного текста (нормативные и правовые акты, статистические сведения, биографические сведения, справочные материалы);
  • характеристика пояснительного текста (введения к учебнику, разделам; примечания; разъяснения; словари );
  • характеристика нетекстовых компонентов, включающих аппарат организации усвоения материала (памятки, задания репродуктивного и творческого характера; вопросы, ориентированные на анализ, обобщение, творческое осмысление учебного материала; набор задач, самостоятельных работ; контрольные вопросы, направленные на самопроверку усвоения знаний; темы докладов и сообщений), иллюстративный материал, аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-символы, библиография);
  • соответствие принципам обучения и др.

2. Сделайте заключение о качестве конкретного учебника как дидактического средства обучения и источника организации самостоятельной работы с позиций компетентностного подхода.

 

Анализ учебника по юридической психологии. Автор Васильев В.Л. 2013 г.

 

Анализ учебника по юридической психологии достаточно продуктивен с позиции антропосемиотического подхода по следующим характеристикам. Полнота информации  в учебнике определяется следующим:

формулируются индивидуальные и общественные потребности деятельности правоохранительных органов, определяются цели деятельности юриста в целом. В.В. Романов напоминает о том, что каждый профессионал должен добиваться высоких результатов в своей деятельности, тем более, что эта деятельность связана с защитой прав, жизни и здоровья граждан;

перечисляются способы действия юриста, возможные реальные результаты и условия успешности их достижения; разделы учебника по проблема", личности, общения, следственной деятельности насыщены тем, как психологически грамотно следует строить свою деятельность. Тем не менее заметим, что адекватность представлений обо всех психологических закономерностях и использовании их в деятельности остается одним из наиболее нерешенных вопросов до тех пор, пока учащийся самостоятельно не осмыслит и не использует эти знания на практике.

Релевантность и специфичность информации сводится к оптимальности ее соотношения с целями обучения. Как было замечено ранее, определенная избыточность и дефицит информации объясняется тем, что данный учебник предназначен для юристов широкого профиля и не учитывает специфику отдельных подразделений органов внутренних дел. Более того, недостаточно четко дифференцируется значимая и менее значимая (малоценная) информация. Так, например, рассматривая проблемы учета закономерностей памяти участников следственной деятельности, автор учебника останавливается очень подробно на времени запечатления информации, законе ассоциации. В то же время нет ссылок и конкретных примеров по учету не менее важных закономерностей памяти: возрастная, забывание и т. п.

Объективность и точность информации достаточно выражены в данном учебнике. Определенная субъективность, конечно же, присутствует, так как текст составлялся одним автором.

Структурированность информации выражена в делении всей информации на разделы, темы, параграфы. Для этого, автор использует деление основных целей дисциплины на подцели и задачи и распределением последних между различными частями системы. Такое структурирование информации по принципу "дерева целей" значительно облегчает процесс усвоения информации.

Доступность информации определяется ясностью изложения, соотношением логических и образных форм передачи информации. В качестве элементов, определяющих доступность, автор учебника использует схемы, выделение шрифтом и значками наиболее значимых мест в тексте, рисунки, образные примеры и т.п. Таким образом, информация, представленная различными языками, помогает лучше ее осмыслить, в первую очередь тем, у кого ведущим является зрительный и смешанный тип сенсорного опыта. Кроме того, для облегчения процесса выделения и усвоения смысла передаваемого сообщения В.В. Романов использует адаптированную научную информацию ведущих ученых-психологов, криминалистов.

Своевременность и непрерывность информации в полной мере обеспечена в данном учебнике. Именно благодаря структуре "дерева целей" любая информация поступает для осмысления в необходимое время. В наиболее ответственных местах идет напоминание о том, что говорилось ранее. Тем самым обеспечивается преемственность и взаимосвязь тем курса.

Анализ данного учебника по схеме "общее - особенное - единичное" в контексте антропологической семиотики говорит о том, что он не лишен концептуальных недостатков. Начнем с общего. Можно утверждать, что как структура учебника, так и использование различных знаковых средств свидетельствуют о том, что автором глубоко не продумана система воздействия на обучаемого в плане эффективности преобразования поступающей информации в знание. Для анализируемого учебника характерно доминирование вербальной составляющей: соотношение количества использованных графических средств (рисунков, таблиц, графиков и др.) по отношению к общему количеству страниц является весьма небольшим: 0,08.

Отметим, что недостаточно гармоничное соотношение образной и логической (вербальной) информации является проблемой практически всех вузовских учебников России. Решение этого узлового вопроса будет способствовать быстрому и осмысленному восприятию и пониманию студентами учебного материала, поскольку тем самым мы предоставляем интеллекту благоприятные условия для функционирования.

Проведенный анализ говорит о том, что данный учебник не полностью соответствует изучаемой предметной области: для него характерен субъективизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Интерактивные методы обучения в ВУЗе