Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:37, доклад

Краткое описание

В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г. Школа «для всех»
В Невском районе работает школа № 593 с углубленным изучением английского языка, где совместно со здоровыми сверстниками обучаются дети с ДЦП, в том числе и передвигающиеся на колясках. В ней порядка 10-12 человек разного возраста включены в разные классы и наравне со своими сверстниками осваивают учебную программу. Конечно, для таких детей существуют и специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально оборудованные компьютерные места. Опыт этой школы можно назвать самым позитивным, его нужно изучать в дальнейшем для того, чтобы учесть все сложности внедрения инклюзивного образования. (см. схему работы школы по инклюзивному образованию).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ершова Наталья

Студентка 152 группы

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится  развить методологию, направленную на детей и признающую, что все  дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Исследователями Англии инклюзивное  образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс  развития предельно доступного образования  для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с  постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных  барьеров для наибольшей поддержки  каждого учащегося и максимального  раскрытия его потенциала.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения  инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт. )

  • Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования  действительно займет свое место  в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной  частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы  это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя  и другие специалисты не сразу  начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для  данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к  активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу  ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх  и неуверенность также связаны  с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить  о помощи учеников, родителей или  педагогов, тем самым, признав, что  они не имеют ответов на абсолютно  все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно  делать свое дело, не смотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим  страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель – общая продолжительность выхода из любого кризиса. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Включение – это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из первых опытов, таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше».

  • Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются  типичным образом, иногда высказывают  опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Ситуация с инклюзивным  образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг.

 

Примеры инклюзивного образования  в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г. Школа «для всех»

В Невском районе работает школа  № 593 с углубленным изучением  английского языка, где совместно  со здоровыми сверстниками обучаются  дети с ДЦП, в том числе и  передвигающиеся на колясках. В ней порядка 10-12 человек разного возраста включены в разные классы и наравне со своими сверстниками осваивают учебную программу. Конечно, для таких детей существуют и специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально оборудованные компьютерные места. Опыт этой школы можно назвать самым позитивным, его нужно изучать в дальнейшем для того, чтобы учесть все сложности внедрения инклюзивного образования. (см. схему работы школы по инклюзивному образованию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 На базе школы № 232 Адмиралтейского  района реализуется социальный  проект "Подари свет". В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.

Цель: создание условий для равноправного  творческого общения здоровых детей  и детей с нарушением здоровья.

Задачи:

  • Разработка совместных мероприятий со специальными школами; работающими со слабовидящими детьми.
  • Проведение фольклорных праздников, мастерских для слабовидящих детей.
  • Участия в мероприятиях по распространению положительного опыта.
  • Проведение совместных занятий по созданию тактильной книги.

Участники проекта:

  • Шк.№232 5,6,7,9,10 кл. (10-17 лет) родитеи.
  • Шк. Им. Грота 5 кл. (11-12 л)
  • Детский сад №116, детский дом №40 4-6 лет.
  • Городская библиотека для слепых: сотрудников библиотеке

Центр инклюзивного образования  «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района города Санкт-Петербурга 18.03.2011. Гимназия №56 - крупнейшее, не только в Санкт-Петербурге, но и во всем Северо-Западном регионе, образовательное учреждение полного общего образования. Созданный в 2002 году на базе Гимназии №56 крупный образовательный комплекс в настоящее время включает в себя дошкольное отделение (63 воспитанников - 3 группы), начальную школу на Пудожской (532 учащихся - 20 классов), начальную школу на Крестовском (327 учащихся - 13 классов), среднюю школу на Каменноостровском (587 учащихся - 23 класса), старшую школу на Чкаловском (944 учащихся - 35 классов). В школе обучается 14 детей с нарушенным слухом при поддержке штата сурдопедагогов и логопедов.

Программа «Я слышу мир!» активно  сотрудничает не только с ведущими профильными учреждениями, работающими  с детьми с нарушенным слухом, большое  внимание мы уделяем общеобразовательным  учреждениям, которые могут принять  и принимают для обучения наших  детей.

 

Инклюзивное образование  постепенно начинает развиваться в  нашей стране, все больше ведется  разговоров о нем. Количество успешных тому примеров в Санкт-Петербурге все  увеличивается.

В Петербурге давно реализуются  проекты по созданию коррекционных  классов и групп в детских  садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует 261 коррекционный  класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Это является первым этапом инклюзивного образования, хотя интеграция детей при такой форме обучения происходит лишь при совместных внеклассных мероприятиях — прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в учебном процессе.

Конечно, в учреждении, где практикуется инклюзивное совместное обучение, помимо учителей и воспитателей нужны специалисты: дефектологи; педагоги, имеющие соответствующее  образование. Они всегда смогут подключиться и оказать индивидуальную помощь ребенку с ОВЗ, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который  работает с группой. Очень важно, чтобы в этих образовательных  учреждениях присутствовали специальные  работники. Но сейчас большинство специалистов в этой области сосредоточены  в коррекционных образовательных  учреждениях.

Можно назвать школу № 688 Приморского  района, в которой контингент на 50% состоит из детей-инвалидов. Но тут  немножко другая ситуация: эти дети в основном обучаются на дому по медицинским показаниям, они приглашаются в школу только на те уроки, которые они в состоянии посетить и где созданы для них специальные условия. Это дети с нарушением слуха, зрения и с тяжелыми соматическими заболеваниями. В школе для каждого ребенка выстроен индивидуальный образовательный маршрут. Также дети с ОВЗ посещают общешкольные занятия, экскурсионные программы и таким образом происходит социальная адаптация, общение со сверстниками и усвоение общеобразовательной программы.

В ряде школ Петербурга также есть отдельные примеры инклюзивного образования. Это в основном те школы, где созданы специальные безбарьерные условия, школы-новостройки. Например, школы №№ 126, 619, 531, 320. В них созданы современные условия для организации обучения детей-инвалидов, есть пандусы, лифты, специальные санузлы, учебные места.

Но пока говорить о широком применении в этих школах инклюзивного образования  рано — это все же единичные  примеры. Эти учебные заведения  их можно рассматривать, как площадки, где будут опробованы программы  инклюзивного обучения.

Что касается педагогических работников, то Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ежегодно организовывает курсы повышения  квалификации работников образовательных  учреждений, которые обеспечивают образование  детей с ограниченными возможностями  здоровья и детей-инвалидов. В прошлом  году 250 педагогов прошли обучение по программам повышения квалификации и более 2 000 педагогов приняли участие в различных семинарах, круглых столах и конференциях, посвященных проблемам обучения детей с ОВЗ, внедрении их в общеобразовательный процесс.

Информация о работе Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге