Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:37, доклад
В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г. Школа «для всех»
В Невском районе работает школа № 593 с углубленным изучением английского языка, где совместно со здоровыми сверстниками обучаются дети с ДЦП, в том числе и передвигающиеся на колясках. В ней порядка 10-12 человек разного возраста включены в разные классы и наравне со своими сверстниками осваивают учебную программу. Конечно, для таких детей существуют и специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально оборудованные компьютерные места. Опыт этой школы можно назвать самым позитивным, его нужно изучать в дальнейшем для того, чтобы учесть все сложности внедрения инклюзивного образования. (см. схему работы школы по инклюзивному образованию).
Инклюзивное
образование в Санкт-
Ершова Наталья
Студентка 152 группы
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
Таким образом, инклюзия – это процесс
развития предельно доступного образования
для каждого в доступных школах
и образовательных учреждениях,
формирование процессов обучения с
постановкой адекватных целей всех
учеников, процесс ликвидации различных
барьеров для наибольшей поддержки
каждого учащегося и
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт. )
Идея инклюзивного образования
действительно займет свое место
в образовательном процессе только
в том случае, если она овладеет
умами учителей, станет составной
частью их профессионального мышления.
Требуются специальные усилия, чтобы
это произошло. Опыт внедрения инклюзивного
образования показывает, что учителя
и другие специалисты не сразу
начинают соответствовать тем
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Ситуация с инклюзивным образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг.
Примеры инклюзивного образования в Санкт-Петербурге.
В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г. Школа «для всех»
В Невском районе работает школа № 593 с углубленным изучением английского языка, где совместно со здоровыми сверстниками обучаются дети с ДЦП, в том числе и передвигающиеся на колясках. В ней порядка 10-12 человек разного возраста включены в разные классы и наравне со своими сверстниками осваивают учебную программу. Конечно, для таких детей существуют и специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально оборудованные компьютерные места. Опыт этой школы можно назвать самым позитивным, его нужно изучать в дальнейшем для того, чтобы учесть все сложности внедрения инклюзивного образования. (см. схему работы школы по инклюзивному образованию).
На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет". В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.
Цель: создание условий для равноправного творческого общения здоровых детей и детей с нарушением здоровья.
Задачи:
Участники проекта:
Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района города Санкт-Петербурга 18.03.2011. Гимназия №56 - крупнейшее, не только в Санкт-Петербурге, но и во всем Северо-Западном регионе, образовательное учреждение полного общего образования. Созданный в 2002 году на базе Гимназии №56 крупный образовательный комплекс в настоящее время включает в себя дошкольное отделение (63 воспитанников - 3 группы), начальную школу на Пудожской (532 учащихся - 20 классов), начальную школу на Крестовском (327 учащихся - 13 классов), среднюю школу на Каменноостровском (587 учащихся - 23 класса), старшую школу на Чкаловском (944 учащихся - 35 классов). В школе обучается 14 детей с нарушенным слухом при поддержке штата сурдопедагогов и логопедов.
Программа «Я слышу мир!» активно сотрудничает не только с ведущими профильными учреждениями, работающими с детьми с нарушенным слухом, большое внимание мы уделяем общеобразовательным учреждениям, которые могут принять и принимают для обучения наших детей.
Инклюзивное образование постепенно начинает развиваться в нашей стране, все больше ведется разговоров о нем. Количество успешных тому примеров в Санкт-Петербурге все увеличивается.
В Петербурге давно реализуются проекты по созданию коррекционных классов и групп в детских садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует 261 коррекционный класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Это является первым этапом инклюзивного образования, хотя интеграция детей при такой форме обучения происходит лишь при совместных внеклассных мероприятиях — прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в учебном процессе.
Конечно, в учреждении, где практикуется
инклюзивное совместное обучение, помимо
учителей и воспитателей нужны специалисты:
дефектологи; педагоги, имеющие соответствующее
образование. Они всегда смогут подключиться
и оказать индивидуальную помощь
ребенку с ОВЗ, дать совет, помочь
и подсказать воспитателю, который
работает с группой. Очень важно,
чтобы в этих образовательных
учреждениях присутствовали специальные
работники. Но сейчас большинство специалистов
в этой области сосредоточены
в коррекционных
Можно назвать школу № 688 Приморского района, в которой контингент на 50% состоит из детей-инвалидов. Но тут немножко другая ситуация: эти дети в основном обучаются на дому по медицинским показаниям, они приглашаются в школу только на те уроки, которые они в состоянии посетить и где созданы для них специальные условия. Это дети с нарушением слуха, зрения и с тяжелыми соматическими заболеваниями. В школе для каждого ребенка выстроен индивидуальный образовательный маршрут. Также дети с ОВЗ посещают общешкольные занятия, экскурсионные программы и таким образом происходит социальная адаптация, общение со сверстниками и усвоение общеобразовательной программы.
В ряде школ Петербурга также есть
отдельные примеры инклюзивного
образования. Это в основном те школы,
где созданы специальные
Но пока говорить о широком применении в этих школах инклюзивного образования рано — это все же единичные примеры. Эти учебные заведения их можно рассматривать, как площадки, где будут опробованы программы инклюзивного обучения.
Что касается педагогических работников,
то Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Информация о работе Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге