Индивидуальный подход в процессе обучения в условиях инклюзивного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инклюзивного образования в нашей стране является актуальной так как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не получают должного образования. Эта тема затронута в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. "Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья".

Файлы: 1 файл

КАРПАЧЕВА.docx

— 26.22 Кб (Скачать)
 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Педагогический  колледж № 10 
 
 
 
 

Индивидуальный  подход в процессе обучения в условиях инклюзивного образования 

Введение

Проблема  инклюзивного образования в нашей  стране является актуальной  так  как дети с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) не получают должного образования. Эта тема затронута в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. "Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья". Интеграция - это не только возможность получения своевременного образования, но и полноценное эмоциональное общение, что является неотъемлемым компонентом в становлении личности каждого ребенка имеющего какие-либо отклонения в физическом здоровье. Такое обучение помогает воспитать равноправного члена общества не изолируя его. Таким образом дети с нарушением слуха, зрения, двигательного аппарата, получают образование, которое является для них общедоступным, бесплатным, Исключающим из себя какую либо дискриминацию. 

Цель: Изучить  психолого-педагогическую литературу по вопросу инклюзивного образования.

Задачи:

- Определить  цели и задачи инклюзивного  образования

-Изучить  различные формы обучения

-Выявить  значение индивидуального подхода  в условиях инклюзивного образования

-Познакомится  с применением индивидуально1  формы обучения на практике

Предмет: Индивидуальный подход в процессе инклюзивного образования.

Объект: Учебно-воспитательный процесс 
 
 
 

Глава I

1.1. Мировая практика  инклюзивного образования.

За рубежом  начиная с 1970г. ведется разработка и внедрение пакета нормативных  актов способствующих расширению образовательных  возможностей детей инвалидов. Европы получили развитие несколько подходов:

    -(widening participation),

    -мэйнстриминг (mainstreaming),

    -интеграция (integration),

    -инклюзия, т.е. включение (inclusion).  

Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

Включение, или инклюзия   реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

     В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных  проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов.

     На  сегодняшний день в большинстве  западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов.

     Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря  2006 года. 
1.2. История инклюзивного образования в России

      
Идея инклюзивного обучения как  педагогической системы, ограничено соединяющее  специальное и общее образование  с целью создания условий для  преодоления у детей социальных последствий, генетических, биологических  дефектов развития, предналежит, Выготскому Л.С., который еще в 30-е годы прошлого века, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта. [ Выготский 1983 стр 39-49]

     Первые  инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появилась на рубеже 1980-1990гг. В Москве в 1991 году по инициативе Московского Центра лечебной педагогики, родительской общественной организации  появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (1321), которая действительно  создана инклюзивную образовательную  среду и индивидуальный подход в обучении всех детей, независимо от состояния здоровья и возможностей развития. С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате было создано множество экспериментальных площадкок по интегрированному обучению детей-инвалидов

     1.3 Цели и задачи  инклюзивного образования.

     Главный смысл инклюзии - это направление  внимания на всех детей детского сада, школы. Нельзя воспринимать  инвалидность только как биологический дефект.

     «Инвалид- это человек, который полностью  или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, болезни». (С.И.Ожёгов)

     В основу инклюзивного обучения положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей имеющие особые образовательные потребности.

     Включающее  обучение дает шанс всем учащимся в  полном объеме участвовать в жизни  коллектива.

     Задачи  инклюзивного обучения:

     - создание единной психологически комфортной образовательной      среды    для детей имеющие разные стартовые возможности

- обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

- компенсация недостатков дошкольного развития;

- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

- постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

- социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

- изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

Таким образов мы делаем вывод о том, что цель инклюзивного обучения является включение каждого ребенка с  ОВЗ в доступную и посильную  образовательную среду, достижениями всеми учащимися определенного  общественного статуса и утверждения  своей социальной значимости.

Социальный  смысл инклюзии заключается в  том чтобы придать учащимся уверенность  в своих силах, тем самым мотивируя  их пойти учится в школу вместе с другими детьми: друзьями, соседями.

 Дети  с особыми образовательными потребностями  нуждаются не только в особом  отношении и поддержке, но так  же в развитии своих способностей  и достижений успехов в школе.

    1.4. Российское законодательство  в области инклюзивного  образования.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные  с реализацией права лиц с  ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями  и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая  приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе  профессиональной, деятельности и семейной жизни.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН  «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится  том, что в целях реализации права  на образование государства-участники  должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    II Глава. Различные формы обучения.

В школе существуют три формы организации обучения. Латинское слово «forma- форма» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, времени и местом обучения, а также порядок его осуществления.

     Форма педагогическая - устойчивая завершенная  организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме  содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних  и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств  обучения.

     Фронтальная (коллективная) предполагает совместные действия учащихся класса под руководством учителя. Это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда се ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Но такой подход рассчитан только для класса где все учащиеся имеют одинаковые образовательные возможности, что практически невозможно. Такая форма не учитывает индивидуальных возможностей каждого учащегося.

     Вторая  форма обучения групповая предусматривает  разделение учеников на подгруппы для  выполнения определенных заданий. Дети объединяются в группы  в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, а так же делятся на бригады, т.е. объединяются по собственному желанию или указанию педагога. Групповая работа учащихся может применятся для решения основных дидактических задач: решение задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. В этой форме ребята очень хорошо выполняют материал, а главное усваивают его, они учатся прислушиваться к друг другу при выполнении задания, быть внимательными, быстро думать, а так же улучшают мыслительные процессы. Но такой вид работы занимает много времени и тщательной подготовки учителя. Частое использование нерезультативно т.к. ребята привыкают к этой форме обучения их мотивация уменьшается.

     Третья  форма обучения - индивидуальная. Эта  форма обучения является самой древней  так как ей пользовались еще в  Античные мире, когда зажиточный слой населения пользовались услугами гувернеров.

     Благодаря индивидуальному подходу удается  наиболее полно реализовать индивидуальные возможности учеников. Как мы уже  говорили каждый человек имеет свои индивидуальные возможности, которые необходимо правильно развивать.

     Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость индивидуального  подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка  преломляется через его индивидуальные особенности, безучета которых невозможн процесс воспитания.

     Индивидуальный  подход требует от педагога большого терпения умения разобраться в сложный  проявлениях поведения. И так  индивидуальный пдход это - общий признак воспитания, который нацелен на укрепление положительных качеств ребенка и устранение его недостатков. Главным достоинством индивидуального обучения является, то что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности, следить за каждым его действием, вовремя вносить коррекцию, как в деятельность ученика так и в деятельность учителя. Это позволяет ученику экономить свои силы и время. Сущность заключается в том, что учитель решает общие задачи воспитания и обучения посредством педагогического воздействия на каждого ребенка исходя из знания его психических, возрастных и индивидуальных возможностей. Он оказывает положительное влияние на формирование личности если ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности, системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Информация о работе Индивидуальный подход в процессе обучения в условиях инклюзивного образования