Характеристика образовательной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:40, реферат

Краткое описание

Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:
- думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- обладать творческим мышлением;
- обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Файлы: 1 файл

Псих.,сем9.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Характеристика  образовательной  системы в России. 

Современный и  будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен  следующими качествами:

- думать самостоятельно  и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания  для их решения);

- обладать творческим  мышлением;

- обладать богатым  словарным запасом, основанным  на глубоком понимании гуманитарных  знаний. 

По глубокому  убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый  курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. 

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться  в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

-самостоятельно  критически мыслить, уметь видеть  возникающие в реальной действительности  проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных  группах, уметь работать сообща  в разных областях, в различных  ситуациях, легко предотвращать  или уметь выходить из любых  конфликтных ситуаций;

-самостоятельно  работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 

Таким образом, главное, стратегическое направление  развития системы образования находится  в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в  котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. 

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. 

К образовательным  учреждениям относятся:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

-учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения  дополнительного образования;

-другие учреждения, предоставляющие образовательные  услуги. 

Образовательные учреждения могут быть платными и  бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. 

Деятельность  государственных, муниципальных образовательных  учреждений строится на базе типовых  положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. 

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.). 

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать  благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности. 

В целом, особенно в математике и физике, сохраняется  программная основа, сложившаяся  в течение многих десятилетий  и ставшая традиционной. Именно эта  основа обеспечивает признанно высокий  уровень российской системы естественнонаучного  образования. Традиционность образования имеет много достоинств. В любой радио- или телепередаче, в любой публичной лекции, в любом печатном издании, если они обращены к массовому слушателю, зрителю или читателю, можно заранее рассчитывать на определенный уровень их образовательной подготовки, полученной в школе. Выверенные веками образовательные стандарты вполне могут донести до своих учеников даже учителя средних способностей, по уровню развития и интересов мало чем отличающиеся от рядового обывателя.  

Общие принципы управления образовательными системами 

Принципы  управления – это общие требования, предъявляемые к системе и организации управления. 

Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих  руководителя, директора, менеджера  в практической деятельности. В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: 

- демократизация  и гуманизация управления педагогическими  системами;

-системность  и целостность в управлении;

-рациональное  сочетание централизации и децентрализации;

- единство единоначалия  и коллегиальности;

-объективность  и полнота информации в управлении  педагогическими системами. 

Демократизация  и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного  управления предполагает прежде всего  развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе. 

Утверждение гуманистических  ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции  ценность самой личности, богатство  ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической направленности в его управлении. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации управления школой, заключающаяся в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему. 

Закон об образовании.

Глава I. Общие  положения 

Статья 1. Государственная  политика в области образования

Статья 2. Принципы государственной политики в области  образования 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области  образования 

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации  в области образования 

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

Статья 6. Язык (языки) обучения

Статья 7. Федеральные  государственные образовательные  стандарты 

Глава II. Система  образования 

Статья 8. Понятие  системы образования 

Статья 9. Образовательные программы

Статья 10. Формы  получения образования 

Статья 11. Учредитель образовательного учреждения

Статья 11.1. Государственные  и негосударственные образовательные  организации 

Статья 12. Образовательные  учреждения

Статья 13. Устав  образовательного учреждения

Статья 14. Общие  требования к содержанию образования 

Статья 15. Общие  требования к организации образовательного процесса

Статья 16. Общие  требования к приему граждан в  образовательные учреждения

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ

Статья 18. Дошкольное образование 

Статья 19. Общее  образование 

Статья 20. Реализация профессиональных образовательных  программ

Статья 21. Профессиональная подготовка

Статья 22. Начальное  профессиональное образование 

Статья 23. Среднее  профессиональное образование

Статья 24. Высшее профессиональное образование 

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование 

Статья 26. Дополнительное образование 

Статья 27. Документы  об образовании 

Статья 27.1. Подтверждение  документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Глава III. Управление системой образования 

Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной  власти в сфере образования 

Статья 28.1. Полномочия Российской Федерации в области  образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в  сфере образования 

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Статья 32. Компетенция  и ответственность образовательного учреждения

Статья 33. Утратила силу

Статья 33.1. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 33.2. Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

Статья 34. Реорганизация  и ликвидация образовательного учреждения

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере  образования 

Статья 38. Государственный  контроль (надзор) в области образования 

Глава IV. Экономика  системы образования 

Статья 39. Отношения  собственности в системе образования

Статья 40. Утратила силу

Информация о работе Характеристика образовательной системы в России