Гуманистическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания.

Оглавление

Введение

1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания

2. Характеристика гуманистической педагогики

3. Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 18.84 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Гуманистическое мировоззрение  как основа воспитания

2. Характеристика гуманистической  педагогики

3. Гуманистическая педагогика в  профессиональном образовании

Заключение

Список  литературы

ВВЕДЕНИЕ

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и  положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в  педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической  психологии. По своим идеям она  была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Идеи  гуманистического воспитания были предметом  научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.

Темой своей работы мы выбрали гуманистическую  педагогику. В связи с этим нам  представлялось необходимым рассмотреть  философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма  и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики. Также одну из задач работы мы поставили  рассмотреть основные положение  гуманистической педагогики в их преломлении к профессиональному  образованию.

1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

В общем смысле гуманизм понимается как  исторически изменяющаяся система  воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих  способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений  между людьми. Гуманизм обычно выступает  как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем  смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды  и его потребности. В гуманизме  воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты  выступают в гуманистической  концепции в качестве основных критериев  оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок  и направленности общественного  развития. В отношениях между членами  общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

О содержании гуманизма говорят различные  исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.

Понятие гуманности определяется как в философии  как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому  достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.

Одним из важнейших проявлений и показаний  гуманности являются человеческие отношения  между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е.  эмоциональная отзывчивость, сострадание,  способность разделять чувства  и мысли другого, его печаль  и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность  принимать человека таким, какой  он есть, признавать его право  иметь собственные убеждения  и развиваться по собственному  пути;

- взаимодействие, т.е. способность  к сотрудничеству, взаимопомощь  и содействие, принципы ненасилия  в разрешении конфликтов

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в  США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют  данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно¬го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Само  понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития в рамках гуманистической  педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно  учитываться при реализации в  процессе обучения и воспитания. Отметим  следующие признаки гуманистической  педагогики:

- в процессе обучения и воспитания  должна создаваться эмоционально  стимулирующая школьная среда;

- обязательное поощрение инициативы  учащихся в учебно-воспитательном  процессе;

- необходимым является установление  конструктивных межличностных отношений  в классе;

- для полноценной реализации учебно-воспитательного  процесса является необходимым  разработка таких образовательных  программ, которые будут максимально  развивать потенциал и творческие  способности учащихся;

- в процессе образования необходимым  является совместное обсуждение  учителем и учащимися проблем  познавательного процесса и способов  его оценки;

- одним из необходимых, хотя  зачастую и трудно достижимых  условий, является отказ от  использования отметки как формы  давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического  взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе  самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться  на устойчивую мотивацию и потребности  детей.

3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Профессиональное  образования обычно рассматривается  как овладение определёнными  навыками по конкретной профессии и  специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального  образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.

Характерной чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования [2, с. 225]. Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.

Профессиональное  образование, в связи с этим, имеет  не только социальную и экономическую  направленность, но и глубоко личностную природу. Будучи направленным на группы людей, оно осваивается индивидуально. Как бы педагогический коллектив  или отдельные его представители  ни хотели передать знания и опыт, этот процесс может быть успешным лишь на основе личностного стремления к  цели, к получению образования  и профессии, а такое стремление невозможно себе представить без  опоры учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных  учреждениях на основные принципы гуманистической  педагогики.

Все основные принципы и положения гуманистической  педагогики должны найти своё отражение  в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных  специалистов. Положения гуманистической  педагогики должны учитываться при  формулировании целей и задач  профессионального образования, в  процессе разработки его содержательного  компонента и поиска средств развития личности учащихся. Одним из необходимых  условия является разработка системы  управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитии творческого компонента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На  сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая  педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое  признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

Педагогический  процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается  на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и  учителя, в процессе которой учитель  старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все  условия для их личностного и  творческого развития.

В процессе профессионального образования  также является необходимым учёт основных положений гуманистической  педагогики, что должно определять не только построение учебно-воспитательного  процесса в учреждениях профессионального  образования, но и поставить в  его центр личность учащегося  и опираться на неё, как на отправную  точку всего процесса профессионального  образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.

2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 301 с.

3. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.

5. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.

6. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. - Мн.: «Бестпринт», 2001. - 308 с.

7. Современный словарь  по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.


Информация о работе Гуманистическая характеристика