Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:33, реферат
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания.
Введение
1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания
2. Характеристика гуманистической педагогики
3. Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания
2.
Характеристика
3. Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В
основе современной Концепции
В
этом русле особо актуальным представляется
развитие и внедрение в теорию
и практику современного воспитания
и образования основных идей и
положений гуманистической
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.
Темой
своей работы мы выбрали гуманистическую
педагогику. В связи с этим нам
представлялось необходимым рассмотреть
философскую концепцию
1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
В
общем смысле гуманизм понимается как
исторически изменяющаяся система
воззрений, признающая ценность человека
как личности, его право на свободе,
счастье, развитие и проявление своих
способностей, считающая благо человека
критерием оценки социальных институтов,
а принципы равенства, справедливости,
человечности желаемой нормой отношений
между людьми. Гуманизм обычно выступает
как мировоззрение, основными принципами
которого являются любовь к людям, уважение
человеческого достоинства, забота
о благе людей. В самом общем
смысле слова гуманизм означает ориентацию
на самого человека, на его нужды
и его потребности. В гуманизме
воплощается стремление личности, коллектива
и социума к счастью и
Как
теоретическая концепция
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:
-
забота и взаимопонимание, т.е.
-
взаимоуважение, т.е. способность
принимать человека таким,
- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно¬го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.
Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.
Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.
В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:
-
в процессе обучения и
-
обязательное поощрение
-
необходимым является
-
для полноценной реализации
-
в процессе образования
-
одним из необходимых, хотя
зачастую и трудно достижимых
условий, является отказ от
использования отметки как
Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.
3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.
Характерной чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования [2, с. 225]. Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.
Профессиональное
образование, в связи с этим, имеет
не только социальную и экономическую
направленность, но и глубоко личностную
природу. Будучи направленным на группы
людей, оно осваивается индивидуально.
Как бы педагогический коллектив
или отдельные его
Все
основные принципы и положения гуманистической
педагогики должны найти своё отражение
в процессе профессионального образования,
обучения и подготовки квалифицированных
специалистов. Положения гуманистической
педагогики должны учитываться при
формулировании целей и задач
профессионального образования, в
процессе разработки его содержательного
компонента и поиска средств развития
личности учащихся. Одним из необходимых
условия является разработка системы
управления профессиональным образованием
на гуманистических началах, т.е. только
при условии уважения к личности
учащегося профессионального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
сегодняшнем этапе развития общества
особо актуальным представляется построение
учебного и воспитательного процесса
на основах гуманистической
Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
В
процессе профессионального образования
также является необходимым учёт
основных положений гуманистической
педагогики, что должно определять
не только построение учебно-воспитательного
процесса в учреждениях
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 301 с.
3. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.
5. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.
6. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. - Мн.: «Бестпринт», 2001. - 308 с.
7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.