Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:33, реферат
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания.
Введение
1. Гуманистическое мировоззрение  как основа воспитания
2. Характеристика гуманистической  педагогики
3. Гуманистическая педагогика в  профессиональном образовании
Заключение
Список  литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания
2. 
Характеристика 
3. Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В 
основе современной Концепции 
В 
этом русле особо актуальным представляется 
развитие и внедрение в теорию 
и практику современного воспитания 
и образования основных идей и 
положений гуманистической 
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.
Темой 
своей работы мы выбрали гуманистическую 
педагогику. В связи с этим нам 
представлялось необходимым рассмотреть 
философскую концепцию 
1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
В 
общем смысле гуманизм понимается как 
исторически изменяющаяся система 
воззрений, признающая ценность человека 
как личности, его право на свободе, 
счастье, развитие и проявление своих 
способностей, считающая благо человека 
критерием оценки социальных институтов, 
а принципы равенства, справедливости, 
человечности желаемой нормой отношений 
между людьми. Гуманизм обычно выступает 
как мировоззрение, основными принципами 
которого являются любовь к людям, уважение 
человеческого достоинства, забота 
о благе людей. В самом общем 
смысле слова гуманизм означает ориентацию 
на самого человека, на его нужды 
и его потребности. В гуманизме 
воплощается стремление личности, коллектива 
и социума к счастью и 
Как 
теоретическая концепция 
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:
- 
забота и взаимопонимание, т.е.
- 
взаимоуважение, т.е. способность 
принимать человека таким, 
- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно¬го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.
Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.
Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.
В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:
- 
в процессе обучения и 
- 
обязательное поощрение 
- 
необходимым является 
- 
для полноценной реализации 
- 
в процессе образования 
- 
одним из необходимых, хотя 
зачастую и трудно достижимых 
условий, является отказ от 
использования отметки как 
Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.
3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.
Характерной чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования [2, с. 225]. Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.
Профессиональное 
образование, в связи с этим, имеет 
не только социальную и экономическую 
направленность, но и глубоко личностную 
природу. Будучи направленным на группы 
людей, оно осваивается индивидуально. 
Как бы педагогический коллектив 
или отдельные его 
Все 
основные принципы и положения гуманистической 
педагогики должны найти своё отражение 
в процессе профессионального образования, 
обучения и подготовки квалифицированных 
специалистов. Положения гуманистической 
педагогики должны учитываться при 
формулировании целей и задач 
профессионального образования, в 
процессе разработки его содержательного 
компонента и поиска средств развития 
личности учащихся. Одним из необходимых 
условия является разработка системы 
управления профессиональным образованием 
на гуманистических началах, т.е. только 
при условии уважения к личности 
учащегося профессионального 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На 
сегодняшнем этапе развития общества 
особо актуальным представляется построение 
учебного и воспитательного процесса 
на основах гуманистической 
Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
В 
процессе профессионального образования 
также является необходимым учёт 
основных положений гуманистической 
педагогики, что должно определять 
не только построение учебно-воспитательного 
процесса в учреждениях 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 301 с.
3. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.
5. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.
6. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. - Мн.: «Бестпринт», 2001. - 308 с.
7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.