Групповые формы организации учебного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:51, доклад

Краткое описание

Слово «сотрудничество» обозначает одно из ведущих понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. Сотрудничество – это, буквально, взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.
Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

Файлы: 1 файл

Групповые формы.docx

— 19.08 Кб (Скачать)

Групповые формы организации учебного сотрудничества.

Слово «сотрудничество» обозначает одно из ведущих понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. Сотрудничество – это, буквально, взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.

Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 – 6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.

Групповые формы учебной работы существуют в нескольких видах. Их можно классифицировать по различным основаниям:

  • по численности групп: парная и групповая,
  • по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию, равноценному с точки зрения сложности.

При сочетании этих сторон возникают те или иные виды групповой работы:

  • парная единая, (учащиеся в паре совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп)
  • парная дифференцированная,
  • парная кооперированная, (пара выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.)
  • звеньевая,
  • дифференцированно – групповая, (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели)
  • кооперированно – групповая. (предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.)

Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух  «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы  то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) если кто-то пожелал работать  в одиночку, учитель разрешает  ему отсесть и не позволяет  себе ни малейших проявлений  неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

4) нельзя требовать абсолютной  тишины во время совместной  работы: дети должны обмениваться  мнениями, выражать свое отношение  к работе товарища. Бороться надо  лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В  классе полезен «шумометр» –звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

5) Овладение умением учащихся  необходимо фиксировать в индивидуальных  листах контроля за их совместной деятельностью.

 

Включение детей в различные виды взаимозависимой деятельности учения позитивно влияет на результативность и согласованность совместных действий, а также благоприятно сказывается на процессе познания детьми друг друга и своей группы в целом. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя развитие своих способностей к руководству и лидерству. У детей формируется отношение друг к другу не только через оценку взрослого, а через собственную оценку действий партнера.

 

Таким образом, групповая форма организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Чтобы группа достигла высокой степени взаимодействия, требуется время и значительные усилия учителя.


Информация о работе Групповые формы организации учебного сотрудничества