За границей
За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.
За границей
В марте
1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной.
За границей
в январе
1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт.
Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста.
- Гоголь перестаёт выезжать из дому.
- В
3 часа ночи с понедельника на вторник
11—12
(23—24) февраля
1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.
«Самосожжение» Гоголя.
Картина работы И. Репина (1909)
Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост;
18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и
утрата сил, вечером он впал в
беспамятство, а на утро 21 февраля в
четверг скончался.
«Горьким словом моим посмеюся»
Мёртвые души
- произведение, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Первый том был издан в 1842 году; продолжение было уничтожено.
- Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят к
«Авторской исповеди», написанной в 1847 году и опубликованной посмертно в 1855 году, и подтверждаются надёжными, хотя и косвенными свидетельствами.