Глоссарий по дисциплине: возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:15, практическая работа

Краткое описание

Определения терминов по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

глоссарий возрастная психология.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ  — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Понятие 3. б. р. было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве со взрослым. Уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным уровнем развития. В совместной деятельности со взрослым достижения ребенка всегда оказываются более высоки; они-то и определяют 3. б. р.: «Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Понятие 3. б. р. основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека. Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением 3. б. р. Так, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т.е. какова его 3. б. р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными. А. Н. Поливанова (Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.)

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; положение о зоне ближайшего развития легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка. (Словарь по профориентации и психологической поддержке.)

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - понятие Л.С. Выготского, - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). З.б.р. - следствие закона развития ВПФ. (Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru)

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ  - термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей-то помощью. (Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.)

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ  — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка. (Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.)

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - Зона ближайшего развития  — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.( Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.)

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физич. и психич. черт, присущих детскому возрасту. Причинами И. могут быть инфекционные заболевания (туберкулёз, сифилис, малярия, различные повторные инфекции), интоксикации, болезни мозга, сердечно-сосудистой системы, почек, длит, кишечные расстройства, а также неполноценное питание, авитаминозы и плохие гигиенич. условия жизни. Большое значение в происхождении И. имеет поражение желез внутренней секреции, а также врождённые конституциональные особенности. Различают общий И. (общая задержка развития всего организма) и частичный И. (задержка в развитии отдельных органов и систем). При общем И. часто сохраняются детские пропорции тела, телосложение нежное, хрупкое, длинная узкая грудная клетка, кости тонкие, сердце маленькое, аорта узкая, кровяное давление понижено, вторичные половые признаки выражены слабо. Отмечается пониженная сопротивляемость инфекционным заболеваниям. При частичном И. на первый план выступают нарушения в состоянии отдельных систем или органов. К таким формам относятся наиболее часто встречающиеся психический И., половой И. и др.

 

При психич. И. отмечаются крайняя неустойчивость настроения и внимания, склонность к фантазированию, лёгкая внушаемость, обидчивость, робость перед всем новым. Суждения неглубоки и поспешны. В поведении беззаботность и легкомыслие сочетаются с эгоцентризмом, детской требовательностью. Половой И. характеризуется скудной растительностью под мышками и на лобке; у женщин - недоразвитием молочных желез и матки, таз часто сужен, месячные нерегулярны, нередко отмечается бесплодие или возникают выкидыши, внематочная беременность. У мужчин половой И. встречается реже, чем у женщин. Проявляется недоразвитием наружных и внутренних половых органов, предстательной железы, отсутствием полового влечения и нарушением половых функций.

(Н. Р. Шастин. Большая Советская энциклопедия)

 

ИНФАНТИЛИЗМ(от лат. infantilis — детский, младенческий), 1) задержка в развитии организма. Самый характерный симптом И.— задержка роста; при этом часто сохраняются дет. пропорции тела. При И. половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены.

Нек-рые формы И. имеют генотипиче-скую обусловленность. В ряде случаев И. бывает вызван повреждением плода, патологией внутриутробного развития или родовой травмой, приводящими к значит, изменениям нервной и эндокринной систем. Причинами И. также могут быть перенесённые в раннем детстве инфекц. заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы.

Раннее выявление И. во время профи-лактич. осмотров в дет. учреждениях и лечебно-оздоровит. мероприятия в большинстве случаев способствуют его полному преодолению.

2) Сохранение в психике  и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту. Наиб, часто встречается т. н.  гармонический И., характерный для  младшего школьного, подросткового  и юношеского возраста. Человек,  к-рому он свойствен (инфантил), при нормальном или даже ускоренном за счёт акселерации физич. и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий; чувстве незащищённости, в пониженной критичности к себе и повышенной требовательности к другим, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Инфантилу свойственны слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресы-щаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что нравится. Постепенно у него формируется иждивенч. отношение к жизни; отсутствие привычки к труду приводит к неприятию трудовой деятельности. И. может привести к тяжёлым социальным последствиям. Напр., инфантилы тянутся к людям с асоциальными установками, бездумно присоединяются к групповым противоправным действиям. И. предрасполагает детей и подростков к неврозам, разл. карикатурным реакциям протеста и др. расстройствам.

Чтобы предупредить явление  И., необходимо своевременно вырабатывать у детей навыки произвольного  поведения, волевой регуляции своих  действий. Гл. задача родителей и  воспитателей — формирование положит, социальной активности ребёнка, самостоятельности  и ответственности.

В нек-рых случаях И. достигает болезненной степени, когда на первый план выступают неустойчивость, возбудимость, лживость (т. н. дисгармоничный И.). Он, как болезнь, охватывает возраст от 5—7 до 14—15 лет, В более старшем возрасте дисгармоничный И. (при благоприятных условиях) чаще всего сглаживается. Однако такой благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий. В этих случаях необходимы спец. мед. воздействия, проведение психогигиенич. мероприятий.

(Педагогический словарь М.: 1999г)

Инфантилизм (infantilism) Введенный Ласекю в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих детскость, термин «И.» претерпел нек-рые содержательные изменения. Сейчас это понятие означает виды поведения, физ. статус или эмоциональные состояния, обнаруживающие поведенческие характеристики детского возраста.

Вильгельм Штекель называл И. «состояния психич. генеза, относящиеся гл. обр. к сфере сексуальности и представляющие собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним». Такое поведение представляет собой проявление бессознательного возвращения (или желания вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Это поведение обычно эмоционально окрашено, поскольку человек испытывает удовлетворение от устранения неприятностей, схожее с удовлетворением, получаемым в детстве. Согласно теории психоан., оно сопровождается эгоцентричными ассоциациями с состоянием «быть в центре внимания и наслаждаться этим».

На этой концепции И. строится интерпретация, согласно к-рой частичный И. ответствен за возникновение энуреза и энкопреза, к-рыми иногда страдают люди с эмоциональными нарушениями.

(Р. Лёрк. Психологическая энциклопедия)

Инфантилизм (Infantilism) — детские формы поведения, упорно проявляющиеся у взрослого человека.

( Медицинский словарь)

 

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский) - англ. infantilism; нем. Infantilismus. Задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физического строения, черт характера, элементов поведения, присущих детскому возрасту.

(Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009)

 

ИНФАНТИЛИЗМ  1. инфантилизм; состояние индивида, проявляющееся в демонстрации черт поведения, характерных для более ранней стадии развития (детского возраста);

2. любое регрессивное  поведение, характерное для детей  младшего возраста, проявляющееся  в более старшем возрасте.

(Англо-русский словарь по социологии. 2011.)

 

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - понятие, введенное в 20 - х гг. Н. М. Щеловановым. Означает различные положительные эмоционально - двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр. Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. Комплекс оживления возникает в конце первого - начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем - улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех - четырех месяцев происходит видоизменение комплекса в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве - диагностический признак задержки психического развития ребенка. (С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.)

 

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ (англ. revival complex, revitalization complex) - метафорический термин, введенный в 1920-е гг. рефлексологами (Н. М. Щеловановым и его сотрудниками - Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой) для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и др. компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

К. о. складывается постепенно, начиная с 3-й нед. жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках, зрительная фиксация объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На 2-м мес. при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь К. о. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до 3-4 мес, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

 

При дефиците общения появление  К. о. задерживается, отмечаются также  и др. отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный  период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность к.-л. компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

Первоначально К. о. трактовался  как недифференцированная эмоциональная  реакция ребенка, возникающая в  ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже Лисина М. И. и ее коллеги показали, что К. о. - это не только реакция, но и инициативная акция, выполняющая функцию общения младенца со взрослыми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения младенец подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая др., и наоборот. (С. Ю. Мещерякова. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.)

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ [от лат. complexus - связь, сочетание] - эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого, выражающаяся в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Благодаря К. о. устанавливается связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (М.И. Лисина). Отсутствие К. о. в младенчестве является диагностическим признаком задержки психического развития у ребенка (Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.)

Информация о работе Глоссарий по дисциплине: возрастная психология