Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:20, реферат
В 1453 году рухнула Византийская империя. Этот город назывался когда-то Константинополем. И еще шесть веков назад был - безо всякого преувеличения - столицей одной из величайших мировых цивилизаций: Византийской Империи. Правовое государство, которое так привычно для нас сегодня, сформированное на основе Римского права, было создано именно здесь - в Византии, 1500 лет назад. Юридическая система, являющаяся базовой основой для всех типов законов в большинстве современных государств, это колоссальное творение византийской юриспруденции эпохи импер
Был период, когда императоры менялись в среднем каждые 4 года. Можно ли было говорить в таких условиях о каком-то подъеме страны, реализации по-настоящему масштабных государственных проектов, требовавших многолетней последовательной работы! Конечно же, в Византии были и очень сильные императоры; таким был, например, Василий Второй - кстати, крестный отец нашего святого князя Владимира.
Он принял управление империей после тяжелейшего кризиса: страна фактически была приватизирована олигархией. Василий Второй в первую очередь жестко выстроил вертикаль власти, разгромил сепаратистские движения на окраинах, подавил мятежных губернаторов и олигархов, собиравшихся расчленить империю. Затем он провел чистку в правительстве, конфисковал в казну огромные наворованные суммы.
Твердые меры Василия Второго
позволили ему довести доходы
казны до небывало высоких сумм.
Годовой доход Империи
Так однажды во время военного похода малоазийский правитель Евстафий демонстративно пригласил в свое имение на отдых все войско императора Василия во главе с ним самим. И легко содержал эту огромную армию - пока они не отдохнули и не подкрепили силы. Этот олигарх серьезно надеялся влиять на судьбы государства. Он начал интригу и выдвинул своего марионеточного кандидата на высшую власть, но поплатился: у него конфисковали все его огромное имущество, а самого отправили в одну из самых отдаленных тюрем Империи.
Другой мятежный магнат Вардас, когда его мятеж был подавлен, в доверительной беседе сам посоветовал императору Василию Второму - изнурять магнатов налогами, различными поручениями, а главное, государственной службой, чтобы у них не оставалось времени излишне богатеть и усиливаться.
Восстановив вертикаль власти в стране, Василий оставил своему преемнику своего рода "стабилизационный фонд" - такой огромный, что по словам историка Михаила Пселла - для него пришлось вырыть новые лабиринты подземных казнохранилищ. Этот государственный резерв предназначался в первую очередь на проведение военной реформы и организацию боеспособной профессиональной армии.
Наследники Василия все эти накопления бездарно проели и растратили. Вообще с преемниками в Византии была беда. Хотя уж кто - кто, а византийцы были лучшими в мире специалистами по преемникам. У них отсутствовал принцип наследования трона. Желая обеспечить передачу власти достойному наследнику, императоры обычно избирали одного или двух преемников и активно привлекали их к государственным делам. Поручали высокие ответственные должности в правительстве и приглядывались к ним.
Была даже система, когда в стране был и император, и так называемые "младшие императоры" - преемники. Все это было очень разумно, но как ни оттачивали эту систему, в конце концов стало ясно: с преемником все просто - или повезет, или нет. Василию Второму не повезло: занятый государственными делами - он так и не успел подготовить себе достойного преемника, и в конце концов, на престол вступил его родной брат Константин Восьмой.
Новый император, почувствовав себя могущественным, свободным и несметно богатым, предался не делам, а восторженным мечтам о делах и грезам о славе, которая должна была затмить славу брата. Результат оказался плачевным. Под эгидой порфироносного мечтателя - циничная правящая элита быстро утратила внушенные им Василием Вторым послушание и дисциплину. И с новой силой погрузилась в борьбу за власть.
Хотя олигархи быстро и добились своего, это не далось им даром. Если Василий Второй карал непокорных конфискацией или в крайнем случае - обычным в средние века ослеплением, то его преемник, истеричный Константин в порыве гнева оскопил половину тогдашней византийской чиновничьей элиты. К тому же, экстравагантностью своих поступков он затмил даже одного из беспутных императоров времен упадка страны по прозвищу Пьяница и подобно ему в невменяемом виде потешал чернь на городском ипподроме - раза в три большем, чем вот этот римский Колизей.
Следующий преемник тоже не
оправдал надежд; вертикаль центральной
власти стала рушиться. Итог нового
противостояния кланов и элит в постоянных
переделах собственности
Византийский историк Михаил Пселл с горечью говорит, что именно от неразумного использования, а больше от разворовывания денег, накопленных Василием, заболела Империя. Начало вздуваться тело государства: одних подданных раскормили деньгами, других по горло набили чинами и сделали их жизнь нездоровой, пагубной.
Итак, вопрос о преемстве власти оказался для Империи вопросом жизни и смерти. Будет сохранено преемство и стабильность развития - у страны будет будущее. Нет - ее ждет крах. Но народ зачастую этого не понимал и время от времени требовал все новых и новых перемен. На подобных настроениях играли разного рода авантюристы и беглые олигархи. Обычно они укрывались за границей и оттуда поддерживали интриги с целью свержения неугодного им императора, обеспечения власти своего ставленника и новых переделов собственности.
Так в Риме в 15-м веке сидел бежавший из Византии и получивший политическое убежище некий Виссарион - средней руки ученый, беспринципный политик и гениальный интриган, который из Рима координировал всю оппозицию в Константинополе и причинил немало головной боли правительству, а к тому же стал еще и католическим кардиналом. Он купил себе дом здесь в Риме, а после его смерти западные покровители даже назвали в его честь небольшую улицу на окраине города.
Тяжелейшей и неизлечимой
болезнью страны стала проблема, которая
ранее никогда не стояла в Византии.
В империи появился "национальный
вопрос". Дело в том, что национальной
проблемы в Византии многие столетия
не существовало. Будучи историческими
потомками уничтоженного к
Византийцы буквально исполняли христианское учение о новом человечестве, живущем в Божественном Духе, где "нет ни эллина, ни иудея, ни скифа", - как писал Апостол Павел. И это надежно предохраняло страну от всесокрушающих бурь национальной розни. Достаточно было любому язычнику или иноверному - принять Православную веру и подтвердить свою веру делами, и он становился абсолютно полноправным членом общества.
На византийском престоле, например, императоров - армян было почти столько же сколько и греков; были люди с сирийскими, арабскими, славянскими, германскими корнями. Высшими государственными чиновниками становились без ограничения представители всех народов Империи. Основной упор делался на их деловые качества и приверженность Православной вере. Все это обеспечивало ни с чем не сравнимые культурные богатства византийской цивилизации.
Чужими для византийцев были лишь люди другой - неправославной морали, другого - чуждого их древней культуре мироощущения. Например, грубые, невежественные, неистово алчные западные европейцы того времени - были для ромеев варварами. Император Константин Багрянородный так наставлял своего сына, который выбирал себе невесту: "поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен союзы для смешения жизни заключать и творить внутри одного и того же народа".
Чтобы верно понять мысль императора, надо помнить, что его прадедом был скандинав по имени Ингер, дедом - сын армянина и славянки из Македонии, женой - дочь армянина и гречанки, а невесткой - дочь итальянского короля. Его родная внучка Анна стала женой русского князя Владимира Святого - сразу же после того, как он принял крещение.