Формы организации служб раннего вмешательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:19, доклад

Краткое описание

Служба раннего вмешательства предоставляет психолого-педагогический и медико-социальный комплекс услуг семьям, воспитывающим ребёнка от рождения до трёх лет с нарушениями развития. Служба раннего вмешательства предполагает взаимодействие различных структур муниципального образования.

Файлы: 1 файл

Службы ран вмешательства.docx

— 25.88 Кб (Скачать)

Служба раннего  вмешательства предоставляет психолого-педагогический и медико-социальный комплекс услуг  семьям, воспитывающим ребёнка от рождения до трёх лет с нарушениями  развития. Служба раннего вмешательства предполагает взаимодействие различных структур муниципального образования.

В процессе становления  и развития западной системы ранней помощи выделились два основных направления  конструирования программ.«раннего вмешательства»: психотерапевтическое и социально-педагогическое.

     Служба  ранней помощи является структурным  подразделением и предполагает введение дополнительных штатных единиц узких  специалистов; а также приказа  об открытии от управления образования, т.е. требуется дополнительное финансирование в соответствии с Положением о  Службе ранней помощи; а также само наличие Положения о Службе ранней помощи и должностные инструкции для специалистов данного подразделения. 

Виды  развивающей деятельности, осуществляемые службой  раннего вмешательства:

Формирование  коммуникативных функций. 
· Развитие разных видов восприятия, целенаправленной деятельности, памяти, мышления. 
· Развитие двигательных навыков. 
· Формирование игровой деятельности. 
· Развитие речевых функций.
 

Для каждого ребёнка  после проведения психолого-педагогической диагностики составляется программа реабилитации по направлениям:

  • интеллектуальное воспитание,
  • физическое воспитание,
  • речевое воспитание,
  • нравственное воспитание,
  • трудовое воспитание,
  • эстетическое воспитание.

Коррекционно-развивающее  обучение предлагаемое службой ранней помощи

 
1. Коррекционные занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и групповые) 
 
Индивидуальным занятиям всегда предшествует первичная психологическая консультация, которая позволит близкому взрослому совместно с педагогом-психологом определить, осмыслить причину обращения, а также наметить дальнейшие пути для разрешения проблемной ситуации: 
 
консультации по вопросам воспитания и особенностям развития ребенка; 
при эмоциональных проблемах: непослушание, капризы; 
страхи; 
тревожные или навязчивые состояния; 
агрессивность; 
стеснительность, застенчивость; 
в случае трудностей в развитии и обучении; 
при проблемах в отношениях; 
при отсутствии контакта или доверия между взрослым и ребенком; 
развитие памяти, мышления, воображения и других высших психических функций; 
развитие познавательной активности (любознательности).

2. Коррекционные занятия  с дефектологом  и логопедом 
Дефектолог и логопед разрабатывают для малыша индивидуальную программу развития, с учетом психофизических особенностей ребенка. Занятия проводятся в игровой форме, на занятии решаются такие задачи как: 
 
стимулирование речевой активности; 
рекомендации и консультирование родителей; 
развитие неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; 
обогащение сенсорного опыта; 
развитие крупной и мелкой моторики; 
обучение игре; 
логоритмика; 
работа с «неговорящими» детьми, задержкой речевого развития, с общим недоразвитием речи; 
логопедический массаж.

3. Коррекционные занятия  с социальным педагогом 
Занятия социального педагога направлены на обучение навыкам общения. Каждое занятие состоит из трех частей: обучающие игры, свободная игра в организованной среде, сказка. Во время второй части малыши с помощью мам рисуют, лепят или делают аппликации. Поделки включаются в сюжет развивающих игр.

4. Музыкальные занятия 
На занятиях малыши познают окружающую действительность, открывая удивительный мир музыки. Занятия направлены на обогащение эмоционального мира малыша, стимулирование и развитие познавательной активности.

5. Физкультурные занятия 
Полноценное развитие малыша невозможно без достаточной двигательной активности. На занятиях создается особое пространство со специальными условиями, в котором малыши могли бы реализовать свою потребность в движении. 
 
Дети учатся ориентироваться в пространстве. 
Расширяется двигательный опыт. 
Активизируется познавательная деятельность малышей. 
Дети приобщаются к совместной деятельности. 
Учатся преодолевать трудности. 
Развивается творчество в движениях. 
Развиваются сенсорные способности. 
Обучаются работе на несложных спортивных снарядах.

6. Досуговая деятельность 
Особому ребенку, так же как всем детям, нужна любовь, ласка, игра и общение с близкими людьми. Его жизнь - это не только тренировки и специальные занятия, это игра, радость и удовольствие, без которых не бывает детства.

Службы раннего  вмешательства осуществляют так  же и консультативную деятельность. Специалисты оказывают консультационную поддержку семьям детей посещающих службу ранней помощи по подбору адекватных способов взаимодействия с ребенком, его развития, воспитания и обучения. 
 
Специалисты службы консультируют и обучают близких взрослых. Родители на занятиях овладевают приемами обучения и взаимодействия с ребенком, учатся замечать и принимать ребенка таким, каков он есть. Близкий взрослый – это активный соучастник ребенка в его познавательной и продуктивной деятельности.

Обратившимся  за помощью родителям в центре ранней помощи оказывают в основном три вида помощи:

  1. консультация и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка;
  2. консультации по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка;
  3. создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи.

Служба раннего  вмешательства осуществляет так  же домашнее сопровождение ребенка.  Главной целью раннего домашнего сопровождения является психолого-пед поддержка и сопровождения семьи, имеющий ребенка с нарушениями. Поскольку ребенок раннего возраста наиболее комфортно чувствует себя дома, в кругу родственников, основной формой работы являются домашние визиты специалистов. Задачи раннего домашнего сопровождения можно разделить на две группы: помощь ребенку и помощь родителям ребенка.

Служба  домашнего визитирования

В рамках этой службы, специалисты обучают родителей реабилитационным технологиям в домашних условиях, формируют у детей 
навыки и умения, необходимые для успешной интеграции в общество.
 

Добровольчество:

максимально ориентировано  на индивидуальный подход и развитие жизненных навыков у детей-инвалидов. Волонтеры выступают как преподаватели по обучению детей-инвалидов  
навыкам в сферах программирования, конструирования, моделирования и  
автоматического управления с помощью компьютера. Бывает, что волонтеры закреплены за конкретными семьями с детьми-инвалидами и фактически выполняли работу по социальному патронажу и домашнему  
визитированию таких семей.
 

Лекотеки:

Концепция лекотек предполагала использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями. Помещения лекотек использовались для встреч родителей объединенных общими проблемами с профессионалами для обсуждения возможности взаимопомощи и разработки программ развития детей. Ведущий специалист лекотеки, которым обычно бывает педагог в области специального образования, организует комплексную диагностику с целью определения уровня развития ребенка, вместе с «командой» сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Он также занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования, организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.

Большая часть  лекотек в европейских странах интегрирована в крупные абилитационные центры, которые обеспечивают комплексное (медико-социально-психолого-педагогическое) обслуживание семей и детей с отклонениями в развитии. Специфической особенностью лекотек является равноправное сотрудничество профессионалов и родителей.

Опыт лекотек с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами, в компетенцию которых, входит не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных игр и занятий, отслеживание динамики его развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия - с ребенком в повседневной жизни семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ В СРП. 
 
В службе ранней помощи д/с № 1388 функционирует группа, подразделяющаяся на две подгруппы: • основную подгруппу (в нее входят дети, занятия с которыми осуществляются систематически, не реже 1 раза в 3 недели /желательно – 1-2 раза в неделю/ и родители которых периодически получают рекомендации и необходимую помощь специалистов); • подгруппу пролонгированного консультирования (в нее включаются дети, семьи которых получают психолого-педагогическую помощь в сокращенном варианте /не реже 1 раза в 3 месяца/ в связи с невозможностью регулярного посещения специалистов СРП по тем или иным причинам). В течение недели с каждым ребенком осуществляется индивидуальная работа , подгрупповая работа ; с родителями (каждой семьей) проводится индивидуальное консультирование , групповое консультирование , что соответствует положению о Службе ранней помощи.
 

Виды услуг  и помощи, оказываемые специалистами  Службы раннего вмешательства: 
 
Обследование детей и раннее выявление нарушений развития. 
Консультации родителей специалистами Службы раннего вмешательства, по данным обследования. 
Консультации семей и обучение родителей приемам занятий с ребенком. 
Консультации и помощь специалистов по вопросам воспитания ребенка. 
 
Помощь детям от 0 до 4 лет со значительным отставанием в развитии, а также детям-инвалидам первых четырех лет жизни (коррекция имеющихся нарушений или формирование у ребенка приемов компенсации этих нарушений): стимуляция развития речи, коррекция речевых нарушений; помощь в двигательном развитии; обучение навыкам самообслуживания. 
 
Проведение групп социализации (совместно с родителями, с целью помочь семьям, имеющим маленьких детей, справляться с кризисами и социально - эмоциональными проблемами в развитии ребенка), включая в них 1-2 детей с особыми потребностями, для обучения этих детей доступным им коммуникативным, когнитивным, двигательным, социальным навыкам.

Основные  функции системы  ранней комплексной  помощи

  1. при сохранении единого образовательного пространства приведение параметров системы дошкольного  образования и специального образования  в соответствие с новыми задачами, потребностями семей, структурой современных  коррекционно-образовательных услуг, численностью детей с особенностями  развития и инвалидов;
  1. своевременное выявление патологических отклонений психофизического развития и "нормализация" (Б. Нирье, 1969) жизнедеятельности ребенка с первых дней жизни;
  1. обеспечение равных возможностей для всех детей  и их родителей в получении  своевременной социально-педагогической, психологической и медицинской  помощи.

Наряду  с основными функциями  национального дошкольного  образования служба ранней комплексной  помощи, в том числе  и коррекционно-педагогической, призвана выполнять  дополнительные функции:

  • оздоровительную (охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, удовлетворение потребности семьи в оздоровительных услугах, профилактика соматических отклонений здоровья, предупреждение возникновения вторичных нарушений на фоне основной патологии с целью ослабления инвалидизации ребенка);
  • диагностическую (раннее выявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогического обследования);
  • коррекционно-компенсаторную (обеспечение своевременной адекватной коррекционно-развивающей помощи, своевременное исправление имеющихся психофизических нарушений, возмещение нарушенных функций);
  • информационно-консультационную (психолого-педагогическое содействие укреплению семьи, ранней социализации и развитию детей, обеспечение родителям выбора адаптивных образовательных программ, реализации прав ребенка и родителей в получении адекватных потребностям коррекционно-образовательных услуг).
 

Список  литературы

1. Морозова Е.И.  Новые подходы к организации  помощи семьям, воспитывающим проблемных  детей раннего возраста, Дефектология  №3, 1998, с 49 - 57

2. К вопросу  о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36

Информация о работе Формы организации служб раннего вмешательства