Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:19, доклад
Служба раннего вмешательства предоставляет психолого-педагогический и медико-социальный комплекс услуг семьям, воспитывающим ребёнка от рождения до трёх лет с нарушениями развития. Служба раннего вмешательства предполагает взаимодействие различных структур муниципального образования.
Служба раннего
вмешательства предоставляет
В процессе становления
и развития западной системы ранней
помощи выделились два основных направления
конструирования программ.«
Служба
ранней помощи является структурным
подразделением и предполагает введение
дополнительных штатных единиц узких
специалистов; а также приказа
об открытии от управления образования,
т.е. требуется дополнительное финансирование
в соответствии с Положением о
Службе ранней помощи; а также само
наличие Положения о Службе ранней
помощи и должностные инструкции
для специалистов данного подразделения.
Виды развивающей деятельности, осуществляемые службой раннего вмешательства:
Формирование
коммуникативных функций.
· Развитие разных видов восприятия, целенаправленной
деятельности, памяти, мышления.
· Развитие двигательных навыков.
· Формирование игровой деятельности.
· Развитие речевых функций.
Для каждого ребёнка после проведения психолого-педагогической диагностики составляется программа реабилитации по направлениям:
Коррекционно-развивающее обучение предлагаемое службой ранней помощи
1. Коррекционные
занятия с педагогом-психологом (индивидуальные
и групповые)
Индивидуальным занятиям всегда предшествует
первичная психологическая консультация,
которая позволит близкому взрослому
совместно с педагогом-психологом определить,
осмыслить причину обращения, а также
наметить дальнейшие пути для разрешения
проблемной ситуации:
консультации по вопросам воспитания
и особенностям развития ребенка;
при эмоциональных проблемах: непослушание,
капризы;
страхи;
тревожные или навязчивые состояния;
агрессивность;
стеснительность, застенчивость;
в случае трудностей в развитии и обучении;
при проблемах в отношениях;
при отсутствии контакта или доверия между
взрослым и ребенком;
развитие памяти, мышления, воображения
и других высших психических функций;
развитие познавательной активности (любознательности).
2.
Коррекционные занятия
с дефектологом
и логопедом
Дефектолог и логопед разрабатывают для
малыша индивидуальную программу развития,
с учетом психофизических особенностей
ребенка. Занятия проводятся в игровой
форме, на занятии решаются такие задачи
как:
стимулирование речевой активности;
рекомендации и консультирование родителей;
развитие неречевых процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
обогащение сенсорного опыта;
развитие крупной и мелкой моторики;
обучение игре;
логоритмика;
работа с «неговорящими» детьми, задержкой
речевого развития, с общим недоразвитием
речи;
логопедический массаж.
3.
Коррекционные занятия
с социальным педагогом
Занятия социального педагога направлены
на обучение навыкам общения. Каждое занятие
состоит из трех частей: обучающие игры,
свободная игра в организованной среде,
сказка. Во время второй части малыши с
помощью мам рисуют, лепят или делают аппликации.
Поделки включаются в сюжет развивающих
игр.
4.
Музыкальные занятия
На занятиях малыши познают окружающую
действительность, открывая удивительный
мир музыки. Занятия направлены на обогащение
эмоционального мира малыша, стимулирование
и развитие познавательной активности.
5.
Физкультурные занятия
Полноценное развитие малыша невозможно
без достаточной двигательной активности.
На занятиях создается особое пространство
со специальными условиями, в котором
малыши могли бы реализовать свою потребность
в движении.
Дети учатся ориентироваться в пространстве.
Расширяется двигательный опыт.
Активизируется познавательная деятельность
малышей.
Дети приобщаются к совместной деятельности.
Учатся преодолевать трудности.
Развивается творчество в движениях.
Развиваются сенсорные способности.
Обучаются работе на несложных спортивных
снарядах.
6.
Досуговая деятельность
Особому ребенку, так же как всем детям,
нужна любовь, ласка, игра и общение с близкими
людьми. Его жизнь - это не только тренировки
и специальные занятия, это игра, радость
и удовольствие, без которых не бывает
детства.
Службы раннего
вмешательства осуществляют так
же и консультативную
деятельность. Специалисты оказывают
консультационную поддержку семьям детей
посещающих службу ранней помощи по подбору
адекватных способов взаимодействия с
ребенком, его развития, воспитания и обучения.
Специалисты службы консультируют и обучают
близких взрослых. Родители на занятиях
овладевают приемами обучения и взаимодействия
с ребенком, учатся замечать и принимать
ребенка таким, каков он есть. Близкий
взрослый – это активный соучастник ребенка
в его познавательной и продуктивной деятельности.
Обратившимся за помощью родителям в центре ранней помощи оказывают в основном три вида помощи:
Служба раннего вмешательства осуществляет так же домашнее сопровождение ребенка. Главной целью раннего домашнего сопровождения является психолого-пед поддержка и сопровождения семьи, имеющий ребенка с нарушениями. Поскольку ребенок раннего возраста наиболее комфортно чувствует себя дома, в кругу родственников, основной формой работы являются домашние визиты специалистов. Задачи раннего домашнего сопровождения можно разделить на две группы: помощь ребенку и помощь родителям ребенка.
Служба домашнего визитирования
В рамках этой службы,
специалисты обучают родителей
навыки и умения, необходимые для успешной
интеграции в общество.
Добровольчество:
максимально ориентировано
на индивидуальный подход и развитие жизненных
навыков у детей-инвалидов. Волонтеры
выступают как преподаватели по обучению
детей-инвалидов
навыкам в сферах программирования, конструирования,
моделирования и
автоматического управления с помощью
компьютера. Бывает, что волонтеры закреплены
за конкретными семьями с детьми-инвалидами
и фактически выполняли работу по социальному
патронажу и домашнему
визитированию таких семей.
Лекотеки:
Концепция лекотек предполагала использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями. Помещения лекотек использовались для встреч родителей объединенных общими проблемами с профессионалами для обсуждения возможности взаимопомощи и разработки программ развития детей. Ведущий специалист лекотеки, которым обычно бывает педагог в области специального образования, организует комплексную диагностику с целью определения уровня развития ребенка, вместе с «командой» сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Он также занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования, организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.
Большая часть
лекотек в европейских странах интегрирована
в крупные абилитационные центры, которые
обеспечивают комплексное (медико-социально-психолого-
Опыт лекотек
с убедительностью свидетельствует о
том, что оптимальной ситуацией для полноценного
развития ребенка является его пребывание
в семье при условии, что родители активно
включаются в абилитационный процесс,
организуемый специалистами, в компетенцию
которых, входит не только стимуляция
развития ребенка в ходе специальных игр
и занятий, отслеживание динамики его
развития, но и целенаправленное обучение
родителей способам специфического взаимодействия
- с ребенком в повседневной жизни семьи.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ В СРП.
В службе ранней помощи д/с № 1388 функционирует
группа, подразделяющаяся на две подгруппы:
• основную подгруппу (в нее входят дети,
занятия с которыми осуществляются систематически,
не реже 1 раза в 3 недели /желательно –
1-2 раза в неделю/ и родители которых периодически
получают рекомендации и необходимую
помощь специалистов); • подгруппу пролонгированного
консультирования (в нее включаются дети,
семьи которых получают психолого-педагогическую
помощь в сокращенном варианте /не реже
1 раза в 3 месяца/ в связи с невозможностью
регулярного посещения специалистов СРП
по тем или иным причинам). В течение недели
с каждым ребенком осуществляется индивидуальная
работа , подгрупповая работа ; с родителями
(каждой семьей) проводится индивидуальное
консультирование , групповое консультирование
, что соответствует положению о Службе
ранней помощи.
Виды услуг
и помощи, оказываемые специалистами
Службы раннего вмешательства:
Обследование детей и раннее выявление
нарушений развития.
Консультации родителей специалистами
Службы раннего вмешательства, по данным
обследования.
Консультации семей и обучение родителей
приемам занятий с ребенком.
Консультации и помощь специалистов по
вопросам воспитания ребенка.
Помощь детям от 0 до 4 лет со значительным
отставанием в развитии, а также детям-инвалидам
первых четырех лет жизни (коррекция имеющихся
нарушений или формирование у ребенка
приемов компенсации этих нарушений):
стимуляция развития речи, коррекция речевых
нарушений; помощь в двигательном развитии;
обучение навыкам самообслуживания.
Проведение групп социализации (совместно
с родителями, с целью помочь семьям, имеющим
маленьких детей, справляться с кризисами
и социально - эмоциональными проблемами
в развитии ребенка), включая в них 1-2 детей
с особыми потребностями, для обучения
этих детей доступным им коммуникативным,
когнитивным, двигательным, социальным
навыкам.
Список литературы
1. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 - 57
2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36
Информация о работе Формы организации служб раннего вмешательства