Формирование у школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема формирования у школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности становится все более актуальной. Быстрое развитие информационных технологий в наши дни повлекло за собой перестройку не только производственной сферы. За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения и педагогических технологий.

Оглавление

Введение.
Проблема мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе.
Мотив и мотивация.
Мотивация учебной деятельности.
Пути формирования мотивов учения в процессе учебной деятельности.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Формирование у школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности.docx

— 44.95 Кб (Скачать)

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Описанные уровни мотивации  показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких  уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При  определенной организации учебной  деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя обнаружить ее и найти способы коррекции.

 

  1. Пути формирования мотивов учения в процессе учебной деятельности

Педагоги знают, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его [3,96].

На первом пути главная  задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести  до сознания ребенка те мотивы, которые  общественно незначимы, но имеют  достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание  получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную  связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной  с желанием иметь высокий уровень  знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое  условие их успешной, полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые  осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации  связан непосредственно с особенностями  организации учебного процесса. В  психологии выявлено достаточно много  конкретных условий, вызывающих интерес  школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Исследования показали, что  познавательные интересы школьников существенно  зависят от способа раскрытия  учебного предмета. Обычно предмет  предстает перед учеником как  последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом

При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку  сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту  сущность, ученик сам получает частные  явления, учебная деятельность приобретает  для него творческий характер, а  тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, как показало исследование В. Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи.

Второе условие связано  с организацией работы над предметом  малыми группами. В.Ф.Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется [1,43].

В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения  интереса к изучаемому предмету имеет  групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме  успеваемости, общего развития учитывалось  желание ученика. Влияние групповой  сплоченности объясняется тем, что  при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель – учащийся», а отношения между учащимися.

В группах, где не было сплоченности, отношение к предмету резко ухудшилось. Наоборот, в сплоченных группах интерес  к изучаемому предмету существенно возрос.

В исследовании А.К.Марковой обнаружилось, что успешно можно формировать учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности [4,89].

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между  мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения – от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия преподавателя  направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т.е. мотивационно обеспечена. В этих случаях  важно прежде всего использовать саму цель как источник мотивации, превратить ее в мотив-цель. При этом следует учесть возрастные особенности учащихся, так, например, учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средства достижения этой цели. Это говорит о необходимости специального обучения младших школьников целеполаганию. Как показала А.К. Маркова [4,97], для этого следует четко определить цель. Очень важно также, чтобы дети принимали участие в ее постановке, анализе и обсуждении условий ее достижения.

Для превращения целей  в мотивы-цели большое значение имеет  осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемность обучения. На каждом из этапов учебной деятельности необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне.

Проведенные исследования убедительно  показали, что формирование мотивации  прямым образом зависит от содержания обучения.

Любой учитель знает, что  заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане  именно на развитие устойчивого познавательного  интереса должны быть направлены развивающие  программы по предметам. Решению  этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование  различных форм обучения, тщательно  продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка  здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически и педагогически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Направленность учебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избежания неудач [1,157].

Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение  в структуре мотивации учащегося  «удельного веса» внутренних мотивов учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося. Нужно учитывать, что каждый ученик имеет свои особенности, в том числе – и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. В любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними.

 

Заключение

Таким образом, общий смысл формирования у школьников мотивов учения состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

* актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

* создание условий для  появления новых мотивационных  установок (новых мотивов, целей)  и появление у них новых  качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)

* коррекция дефектных  мотивационных установок 

* изменение внутреннего  отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

В заключение хочется отметить, искусство обучения и воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

 

Литература

 

  1. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС –ПРЕСС, 2003.
  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990.
  5. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии -1994 - №4. С.45.
  6. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С.76.

 

 

 

 


Информация о работе Формирование у школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности