Формирование профессиональной компетентности современных руководителей дошкольных учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 12:11, статья

Краткое описание

Проблемы повышения профессиональной компетентности руководителей дошкольных учебных заведений обусловлена потребностями общества в высококвалифицированных, конкурентоспособных кадрах, обеспечение управленческой инфраструктуры дошкольных учреждений руководителями новой формации, современными требованиями к готовности студентов по осуществлению управленческой деятельности и недостаточной теоретической и практической разработанностью этой проблемы. Изменения, происходящие в системе современного образования в РФ, направляют ученых, практиков на поиск новых путей модернизации учебно-воспитательного процесса. Только эффективное, профессионально обоснованное, квалифицированно осуществляемое управление способно обеспечить успешную реализацию целей, задач организации образования, обучения и воспитания.

Файлы: 1 файл

Ибраимова С. Р. тезисы..doc

— 47.50 Кб (Скачать)

 

УДК 371.111:373.2

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Ибраимова Сафинара Рустемовна

студентка 6 курса

Научный руководитель: к. п. н., доцент Кадырова Л. И.

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

 

 

Постановка проблемы. Проблемы повышения профессиональной компетентности руководителей дошкольных учебных заведений обусловлена потребностями общества в высококвалифицированных, конкурентоспособных кадрах, обеспечение управленческой инфраструктуры дошкольных учреждений руководителями новой формации, современными требованиями к готовности студентов по осуществлению управленческой деятельности и недостаточной теоретической и практической разработанностью этой проблемы. Изменения, происходящие в системе современного образования в РФ, направляют ученых, практиков на поиск новых путей модернизации учебно-воспитательного процесса. Только эффективное, профессионально обоснованное, квалифицированно осуществляемое управление способно обеспечить успешную реализацию целей, задач организации образования, обучения и воспитания.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных  учреждений  происходят значительно быстрее, особая роль уделяется  управленческому  мастерству. От профессиональной компетенции  руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития  учреждения, его социальный статус.  Степень разработанности. Особенности формирования  профессиональной компетентности руководителей стали предметом изучения таких авторов, как И.В. Букреева, Н.С. Веселовская, В.Б. Гаграй, И.В. Гришина, Д.Ф. Ильясов, М. Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, Е.П. Тонконогая, П. И. Третьяков, Л.Ю. Шемятихина и др.   В определении сущности, структуры и перечня профессионально-педагогических компетенций педагогов определенный интерес представляют научные разработки В. И. Байденко, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, И. А. Колесниковой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. П. Панина, Г. К. Селевко, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др.   Управление и содержание образовательной деятельности современных ДОУ, организация деятельности педагогов ДОУ рассматривается в трудах К. Ю. Белой, А. К. Бондаренко, В. Н. Дубровой, Е. А. Панько, Л. В. Поздняк и др. Разработке проблем профессиональной компетентности руководителя  в процессе профессиональной деятельности придают большое значение Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк и др.  Цель статьи. Рассмотреть формирование профессиональной компетентности современного руководителя в ДОУ.    Изложение основного материала. Понятие компетентности начал распространять Р. Бояцис. Он развил его в исследовании, в котором установил, что успешного руководителя от менее успешного его коллеги отличает целый ряд факторов, включающий в себя личные качества, мотивы, опыт и поведенческие характеристики, которые называются по-разному. Р. Бояцис определял компетентность руководителя как: «Способность человека вести себя определенным образом, который удовлетворяет требованиям работы в определенной организационной среде, что, в свою очередь, является причиной достижения желаемых результатов». Он предлагал следующие группы компетентности:

• цель и деятельность руководства;

• управление подчиненными;

• управление человеческими ресурсами;

• лидерство.

Можно выделить следующие определения профессиональной компетентности руководителя:

• поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы;

• любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работы;

• основные способности и потенциальные возможности, необходимые, чтобы хорошо делать определенную работу;

• все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу;

• основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы.

Профессиональная компетентность руководителя, проявляющаяся в поведении, включает в себя такие характеристики, как навыки межличностного общения, лидерство, аналитические способности и ориентация на достижения. Существуют различные точки зрения на то, из чего складывается компетентность руководителя. Некоторые утверждают, что понятие компетентности включает в себя поведение отдельных работников при выполнении своих обязанностей, знания и навыки, которые влияют на это поведение или являются основанием для него. Б. Спенсер уверен, что компетентность состоит из:

• мотивов − образцов основных потребностей, которые управляют и направляют поступки, заставляя человека делать выбор;

• свойств − основных склонностей к определенному поведению или способу реагировать; например самоуверенность, самоконтроль, устойчивость к стрессам, выносливость;

• «Я»−концепции − установок или ценностей человека;

• объема знаний − знания фактов или процедур, технических (каким образом отыскать неисправность в компьютере) или коммуникативных (каким образом предоставить обратную связь);

• когнитивных и поведенческих навыков − скрытых от наблюдения (например, способность к дедуктивным или индуктивным умозаключениям) или видимых (например, активное слушание).

Один из способов выразить различия между высокоэффективными и менее эффективными руководителями образовательного учреждения – это вывести положительные и отрицательные показатели для каждого фактора компетентности руководителя.

Положительные показатели:

1. Добивается от группы высокого уровня эффективности.

2. Ясно определяет цели, планы и ожидания.

3. Постоянно контролирует выполнение работы и предоставляет соответствующую обратную связь.

4. Поддерживает эффективные взаимоотношения с отдельными работниками и группой в целом.

5. Развивает в группе чувство общности цели.

6. Создает групповой дух и эффективно мотивирует отдельных членов группы, признавая их вклад, в то же время принимает соответствующие меры, чтобы справиться с плохими сотрудниками.

Отрицательные показатели:

1. Не добивается от группы высоких уровней эффективности.

2. Не способен объяснить цели или нормы выполнения работы.

3. Уделяет недостаточно внимания потребностям отдельных работников и группы в целом.

4. Не контролирует и не предоставляет эффективную обратную связь по выполнению работы.

5. Непоследователен в вознаграждении в случае высоких показателей труда или в принятии мер для борьбы с низкими показателями.

На общем уровне, «профессиональную компетентность руководителя следует рассматривать как феномен, характеризующий профессионализм кадров управления в целом, и как супер структуру, в которую в качестве субструктур входят специальная и психологическая компетентности, в свою очередь, включающие рефлексивную, аутопсихологическую, акмеологическую, коммуникативную и когнитивную компетентности. На особенном уровне любой компонент профессиональной компетентности выступает как самостоятельный вид компетентности, характеризующий конкретную область внутренней или внешней деятельности кадров управления или специфику решения определенного класса профессиональных задач, и должен рассматриваться также как системно-структурное образование».  Субъектом управления всегда выступает человек, значит, от степени его понимания общественных запросов, от профессионально-управленческой компетентности личностных способностей зависит процесс управления и его эффективность. Управленческая компетентность, главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности субъекта управления, сфера профессионального ведения в вопросах и проблемах управления, круг решаемых управленческих задач, постоянно расширяющаяся система знаний и умений, позволяющие выполнять управленческую деятельность с высокой продуктивностью. Управленческая компетентность является интегративным свойством и включает следующие специальные виды компетентности: экономическую, нормативно-правовую, профессиональную (соответствующую специфике деятельности управляемой системы) и входящие в нее специальные виды компетентностей.    Для развития управленческой компетентности необходимо формировать потребности в усвоении новых управленческих знаний самими управленцами, таким образом, если руководителя при решении новых конкретных задач фиксируют недостаток знаний при решении наиболее важной управленческой задачи, возникает рассогласование между реальным и желаемым уровнем знаний, которое приводит к формированию потребности в усвоении новых знаний, а это значит к развитию управленческой компетентности. С одной стороны потребность в развитии знаний и личности является продуктом системы требований, а с другой − результатом стихийного процесса формирования на базе оценки успешности − не успешности управленческой деятельности.      Вывод: Таким образом, в условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деятельности в образовательном учреждении, заявленного в концепции модернизации российского образования. Анализ современного состояния управления образовательными учреждениями показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали недостаточную готовность руководителей к управленческой деятельности в системе образования, в том числе в системе дошкольного образования. Следует подчеркнуть, что проблема управления педагогическими системами в современной теории и практике образовательных учреждений связана с развитием профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений и является актуальной.

Резюме: В статье ведется речь о формировании профессиональной компетентности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения, а так же раскрыто понятие «компетентность», изложены порядок установления уровня, компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения; подано систему знаний и умений руководителя дошкольного образовательного учреждения.     Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, знания, умения, навыки, руководитель.   Summary: The article is talking about the formation of the professional competence of the modern manager of preschool educational institutions, as well as reveals the concept of "competence", set out the procedure for establishing the level of competence of the head of preschool educational institution; served system of knowledge and skills head of preschool educational institution.   Keywords: competence, professional competence, knowledge, skills, head.

 

Список литературы:

 

1. Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста: матер. Всероссийского совещания // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 127.

2. Зеер Э. Ф. Модернизация  профессионального образования: компетентностный  подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 25.

3. Зимняя И. А. Ключевые  компетенции – новая парадигма  результата образования // Высшее  образование сегодня. 2003. № 5. С. 15–18.

4. Сыманюк Э. Э. Компетентностный  подход в подготовке отраслевых  специалистов / Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихина, М. Г. Синякова // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 141–146.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федеральный закон: [принят Гос. Думой 13 февраля 2002 г.]. 5-е изд. М.: Ось-89, 2003. 48 с.


Информация о работе Формирование профессиональной компетентности современных руководителей дошкольных учебных заведений