Формирование положительной «я - концепции» при использовании игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:46, доклад

Краткое описание

Каждый человек осознанно или бессознательно постоянно оценивает себя, основываясь на некой системе представлений, с помощью которой он интерпретирует окружающий мир. Сообразно оценке человек находится в продуктивном или непродуктивном состоянии. Другими словами, человек априорно чувствует себя способным или неспособным выполнить какую-то задачу, принять какое-то решение, человек испытывает прилив сил, или ощущает свое бессилие.

Файлы: 1 файл

доклад11.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Формирование положительной 
«Я - концепции» ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГР

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

«Если вы всегда делаете

лишь то, что делали раньше, вы

и получать будете лишь то,

что получали всегда!»

Гарри Адлер

Каждый человек осознанно или бессознательно постоянно оценивает себя, основываясь на некой системе представлений, с помощью которой он интерпретирует окружающий мир. Сообразно оценке человек находится в продуктивном или непродуктивном состоянии. Другими словами, человек априорно чувствует себя способным или неспособным выполнить какую-то задачу, принять какое-то решение, человек испытывает прилив сил, или ощущает свое бессилие. Первое состояние называется продуктивным, второе – непродуктивным. Очевидно, что для любого вида деятельности гораздо эффективнее находиться в продуктивном состоянии. Авторам приходилось спрашивать американских школьников: «Ты можешь это сделать?» Как правило, следовал ответ: «Не знаю, не пробовал». Задавая тот же вопрос школьникам в Казахстане , в ответ звучало: «Нет». На вопрос, почему же «нет», дети объясняли, что они не пробовали, поэтому не могут. Приходилось спрашивать: «Если ты не пробовал, откуда ты знаешь, что не сможешь?»

Это может служить ключом для понимания проблемы. Положительная «Я - концепция» позволяет человеку предполагать, что он сможет выполнить ту или иную задачу, и спокойно совершать действия по ее выполнению. Отрицательная «Я - концепция» оказывает тормозящее, угнетающее, парализующее действие, приводя человека в непродуктивное состояние.

Казалось бы, рассуждения очевидные. Тогда возникает вопрос: почему в развитых странах педагогам,       родителям         удается      сформировать      у среднестатистического ребенка положительную «Я - концепцию», а нашим – не удается? 
        Любое убеждение человека, как правило, остается победителем, словно пророчество, которое всегда исполняется, это психологами и специалистами по нейролингвистическому программированию установлено давно.

Широкомасштабные исследования, проведенные среди школьников США, показали заметные изменения в успеваемости в зависимости от того, как склонен был тот или иной ребенок думать о цвете своих глаз! Не играет роли, возникло убеждение под влиянием какого-либо авторитетного лица или сверстника, представляется оно рациональным или иррациональным, известно или нет его происхождение. Поведение личности находится под мощным воздействием его индивидуальных убеждений и верований. В свою очередь само поведение, действия индивидуума укрепляют эти верования и убеждения на следующем этапе. Поэтому личность все время находится в замкнутом круге.

Важнейшим фактором формирования убеждений является окружение, в которое человек попадает в детские годы. Если во время роста и становления ребенка у него поддерживали уверенность в том, что он может много добиться, то это становится составной частью убеждений. Каждый в детстве имеет свои ролевые модели, именно они становятся источником его убеждений. Психолог Гарри Адлер приводит исследования высказываний тысяч ведущих спортсменов, общественных деятелей, бизнесменов, которые, оглядываясь назад, видят начало своего пути к успеху в какой-нибудь ранней ролевой модели. Даже при тяжелом детстве можно испытать влияние одного-единственного школьного учителя, родственника или наставника, который изменит представление ребенка о себе и покажет значимый, перспективный жизненный путь. Адлер говорит: «Величайшее человеческое страдание приходит вместе с уверенностью в том, что нет будущего, что нельзя мечтать о чем-то лучшем». Исследования, проведенные Бенджамином Блумом в университете Чикаго, охватывали успешных молодых спортсменов, музыкантов, студентов. Ученый был удивлен, обнаружив, что большинство этих молодых людей начинало свой путь не с общепризнанного проявления таланта или несомненного свидетельства врожденных способностей. Основная часть обследуемых развивала свои данные серьезной работой. Их уверенность в себе предшествовала явным проявлениям большого таланта. Если этот талант пребывал в скрытой форме, значит что-то или кто-то в окружении создал эту систему убеждений – уверенность, способную стимулировать раскрытие потенциала. Внутренний потенциал человека, какой бы ни была наследственность, всегда является неограниченным. И этот потенциал раскрывается с помощью нашего мышления, позитивного или негативного. Огорчает тот факт, что, несмотря на достижения психологии и того ее раздела, который называется нейролингвистическим программированием, весь арсенал средств не только не задействован в российской системе образования, а существует как бы автономно, не связанно с ней, сам по себе. Применение их приносят не только вдохновляющие, но и изумляющие результаты. В учебнике представлены работы детей, которые не проходили конкурсных отборов, не учились в художественных школах и не имели особой привязанности к рисованию. Основное убеждение, которое формировалось у детей во время обучения, было: «Ты даже не знаешь, как ты можешь! Ты даже не знаешь, какой ты талантливый!». И здесь нет ни лукавства, ни преувеличения: каждый из нас может гораздо больше, чем осознает.

Интересен опыт, полученный авторами на семинарах, проводимых для учителей по обучению их методике программы. Низкая самооценка свойственна не только учащимся, но и учителям, которые в первый день занятий почти поголовно объясняют, что они – «не могут»: нет способностей, навыков и т.д., и с восторгом к концу занятий обнаруживают, что они могут! И работа (обучение) выполняется весело и легко, в игровой форме, вызывая прилив сил. Задумаемся над тем, как формируется низкая самооценка нации, как мы формируем ее друг у друга, у наших детей, приводя себя и окружающих в непродуктивное состояние, причем из лучших побуждений!

Формирование позитивной «Я - концепции» опирается на нейролингвистическое программирование (НЛП). Это название придумано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в начале семидесятых годов, когда они пытались описать технологию успешности и мастерства в любом виде человеческой деятельности. НЛП – это искусство и наука о личном мастерстве. Искусство, потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность в то, что делает, и это невозможно отразить вербально. Наука, потому что существует метод и процесс обнаружения и описания технологий, используемых выдающимися личностями для достижения выдающихся результатов. Эти технологии находят все большее применение в образовании на Западе для эффективного развития и ускоренного обучения, создавая положительную «Я - концепцию» и, как следствие, продуктивное состояние, продуктивную жизнь.

Если исходить из оценки культур с позиций – Отцовская-Материнская, то нашей западной Отцовской культуре нейролингвистический подход ближе, чем Материнской культуре, которая изначально исходит из принятия: «Я принимаю тебя таким, каков ты есть». Все религии мира исходят из Материнской культуры, постулируя, что человек равно любим Богом, вне зависимости от его успехов, социального статуса, красоты, национальной принадлежности, и т.д. Этот подход терапевтичен и плодотворен, он дает человеку силы, а не отнимает их. 
         Другими словами, есть выбор для каждого педагога, на каких научных или духовных ценностях ему основывать преподавание. Главное – поддержать, вдохновить и помочь раскрыться. «Ты можешь!» - основопологающее убеждение, которое искренне звучит на протяжении всего процесса обучения.

В нашей стране школьное обучение массовое, всеобщее. В этих условиях школа сталкивается с очевидным противоречием: требования к качеству массовой подготовки ее выпускников растут, уровень обучения для всех учащихся повышается, диапазон индивидуальных различий детей широк, а условия обучения остаются усредненными.

Исследования многих педагогов и психологов говорят о том, что начальная школа недостаточно учит учащихся учиться, то есть недостаточно готовит их к дальнейшему продолжению образования в старших классах и к самообразованной деятельности. Изучением данной проблемы занимаются многие известные методисты-математики А.Е.Абылкасимова, Б.Баймуханов, Л.Т.Искакова, Е.У.Медеуов, А.М.Мубараков, Д.Рахымбек, С.Е.Чакликова и другие.

Все эти исследователи отмечают, что в начальной школе еще недостаточно решена проблема повышения уровня знаний учащихся при применении игровых технологий, а также проблема разумной организации самостоятельной деятельности младших школьников, исходя из возрастных особенностей этих учащихся. Это создает большие трудности на пути привития младшим школьникам любви и способностей к творческой деятельности, формирования у них мыслительных навыков, потребности в знаниях и самом познании. Бессистемность применения элементов некоторых технологий которыми нередко изобилуют уроки отдельных учителей начальных классов, безотносительно к уровню умственного развития младших школьников и характеру их деятельности часто порождают у учащихся начальной школы внутреннее безразличие к самому процессу работы на уроке. Это приводит к тому, что продуктивная внутренняя мыслительная деятельность зачастую подменяется чисто внешней активностью. Школьники выполняют огромные количества всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, так как их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и затверженных операций.

Современная концепция личности, синтезированная на междисциплинарном уровне, провозглашает ее деятельностную сущность. Игра как один из основных видов органически входит в общую систему человеческой деятельности. Последние достижения философской и психолого-педагогической науки убедительно доказывают невосполнимость игры на всем протяжении онтогенетического развития человека. Ученые признают сложность, многообразие и многосторонность игрового феномена, имеющего множество конкретных проявлений. Анализ методологических основ позволил установить понятийные характеристики игры: преддеятельность, школа социального развития субъекта; подготовительная форма деятельности, предшествующая труду; имитация действительности и моделирование человеческой деятельности; особая деятельность, направленная на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; свободная деятельность; модель действительной ситуации с элементами конкуренции; метод обучения; средство познавательной деятельности и т.д.

Я  придерживаюсь позиции Н.К.Ахметова , расценивающего использование игр в учебном процессе в качестве самостоятельного типа обучения, основанного на моделировании условных ситуаций, а отдельную игру как искусственно смоделированный замкнутый технологический процесс, имеющий свое целевое назначение и предметное содержание, ориентированный на определенные способы взаимодействия участников и запланированные результаты .

      Результаты  анализа специальной литературы  показывают, что игра как технологический  процесс, должна основываться на  таких принципах, как активность, динамичность, занимательность, исполнение ролей, коллективности, моделирования, обратной связи, проблемности, самостоятельности и соревнования .

 

ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

НА ТЕМУ:

«Формирование

положительной «Я - концепции»

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ   ИГР

В  УЧЕБНОМ   ПРОЦЕССЕ »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА: ЖЕРЕБКОВА Л.Г.

 

 

 


Информация о работе Формирование положительной «я - концепции» при использовании игр